2 марта Европа смогла подписать договор о бюджетной дисциплине, но не ясно сможет ли она ратифицировать этот документ и поможет ли он экономике союза
Бюджетный пакт, который 25 стран-членов Европейского Союза подписали 2 марта, должен положить конец кризису суверенных долгов, который разрывает континент. Все страны согласились на то, чтобы теперь в их основных законах были изменения по поводу максимального размера бюджетного дефицита и то как нужно регулировать государственные затраты для того, чтобы кризис Греции больше не повторился.
Европейские лидеры совещались два дня и приняли достаточно много решений, по сравнению с прошлогодними саммитами, когда встречи проводились исключительно для того, чтобы выделить новые деньги проблемным странам. Эта тенденция привела к тому, что сейчас финансовый механизм стабильности в ЕС составляет более 500 млрд. евро. "На предыдущих встречах все были спокойны, ведь серьезные проблемы предпочитали откладывать на будущее. Теперь же, когда заговорили о продвижении европейской экономической интеграции дальше, все занервничали", – объяснил Фокус.ua старший аналитик European Centre for International Political Economy Грехен Брайян. По его словам, несколько лет политики, когда проблема откладывалась, а не решалась, привели к тому, что прогнозировано в 2012 году ВВП Евросоюза будет на уровне -0,2%.
Теперь же лидеры стран собрались решить сразу несколько проблем и найти средство от всех болезней. Во-первых, Герман Ван Ромпей, получил поддержку на второй срок главы союза. Он уже успел прославиться своей очень осторожной политикой, когда пытался уладить сразу все конфликты. Хотя его считают инициатором отставок харизматичных премьеров Италии и Греции, которые не хотели мириться с их независимой политикой. Тем не менее, он будет возглавлять союз еще два с половиной года. Это решение стало самым простым, ведь в кризис не принято менять приемлемых для главных игроков лидеров.
Вторым вопросом стало выделение Греции новых денег. Тут Афины не смогли убедить Европу, что им можно доверять. Правительство Лукаса Пападимоса пока не может справиться с собственным парламентом и населением, чтобы ввести жесткие меры экономии бюджета. Пока в ЕС согласны выделить только половину из 130 млрд. транша, в котором так нуждается Греция. По инициативе канцлера Германии Ангелы Меркель, вопрос о выделении денег не ставился на повестку дня. Ведь Меркель еще предстоит пережить выборы в нескольких федеральных землях и потому она не хочет гневить избирателей. Поэтому Афинам придется подождать до лучших времен, тем более, что в МВФ также заявили, что не готовы больше давать денег на европейские проблемы.
Последним и главным вопросом стал бюджетный пакт. Его текст также формировали Франция и Германия. Они вложили туда идею вмешательства центрального комитета ЕС по бюджетным вопросам в дела отдельных стран. Отныне в Брюсселе смогут влиять на регулирования выплат бюджетникам и на то, сколько бюджетного дефицита страна закладывает в свои законы. Этот документ должен стать новым этапом в экономической интеграции ЕС. Также он может быть первым признаком того, что со временем союз сможет формировать общий для всех стран единой валюты бюджет. Но при этом еще в Брюсселе возникло несколько больших проблем, которые могут свести к нулю подписание этого закона.
Во-первых, это процедура ратификации. Париж и Берлин попытались сделать все, чтобы новой пакт не повторил судьбу Конституции ЕС, которая провалилась на нескольких референдумах и не была ратифицирована. Этот документ будет приниматься исключительно парламентами, только в Ирландии пройдет референдум. Хотя не ясно, как поступись со странами, где изменения в конституции могут вноситься только населением. Ведь статьи пакта должны войти в основные законы тех стран, которые его подписали. По мнению аналитиков Hoover Institution, европейские политики рассчитывают, что в условиях кризиса парламенты не будут упрямиться и все примут.
Второй проблемой станут неподписанты. В Брюсселе две страны отказались ставить свои подписи под бюджетным пактом. Если Чехия не станет большой проблемой для ЕС, то потеря Великобритании негативно скажется на единой валюте. Дэвид Кэмерон изначально не был настроен соглашаться с условиями Франции и Германии, которые, по его словам, хотят получить контроль над финансовым сектором его страны. Тем более, что Лондон не входит в зону евро и фанатично отстаивает свою собственную валюту. Кроме того, некоторые страны, чьи президенты и премьеры согласились подписать Бюджетный пакт, также под вопросом. Парламентарии из Венгрии и Дании говорят, что такое соглашение может подорвать основы их экономики.
Наконец, не понятно как после ратификации будет фактически осуществляться контроль за финансами всего региона. Брюссель и так уже обвиняют в том, что его чиновницкий аппарат разросся до невиданных масштабов и остается неэффективным. Потому граждане ЕС и не хотят принимать предложения, которые исходят оттуда.
Кроме того, не ясно, как этот механизм будет работать в ближайшей перспективе. Ведь кризис суверенных долгов в еврозоне пока не утихает. В течение марта 2012 года долги Португалии выросли до 8,5% от ВВП, хотя Лиссабон закладывал максимальный показатель этого роста на уровне 5,5% от валового продукта. Аналитики The Economist предполагают, что вскоре некоторые страны опять попросят у ЕС помощи. Потому и становится ясно, что Европейский Союз сделал шаг в своей интеграции и готов двигаться дальше, но не понятно, куда именно приведет его это движение.