Разделы
Материалы

Законопроект о ГТС не обязывает Кабмин реформировать газовый рынок на европейских принципах, - эксперт

Главная цель принятого в первом чтении законопроекта №9429-1 - реформирование газового рынка Украины путем реорганизации "Нафтогаза" с целью приведения украинского законодательства в соответствие с требованиями Второй и Третьей газовых директив ЕС — указана только в пояснительных записках и прямо не закреплена в тексте изменений, то есть не сформулирована как прямое предписание закона

Об этом в своей статье для ZN.UA написал юрист Александр Малиновский, партнер "Грант Торнтон Украина".

В частности эксперт отметил, что законопроект Кармазина №9429-1 предлагает наделить Кабмин двумя дополнительными полномочиями: 1) принимать решение о реорганизации "Нафтогаза" и его дочерних компаний, 2) давать разрешение на отчуждение их активов.

Однако юридический анализ законопроекта №9429-1 свидетельствует, отмечает Малиновский, что в нем прямо не зафиксирован его главный смысл - порядок и цель реализации правительством указанных полномочий. Таким образом, получается, что прямые ограничения для Кабмина при реорганизации "Нафтогаза" и его дочерних компаний и отчуждению их основных фондов (в данном случае "трубы" и газохранилищ), на законодательном уровне не предусмотрены.

"В такой ситуации может сложиться впечатление, что цель и вектор (европейский или евразийский) реформирования газового рынка Украины будут зависеть исключительно от Кабинета министров Украины. Отсутствие в принятом законопроекте хотя бы контуров и направлений (цели) реформирования украинского газового рынка может порождать сомнения в его направленности на либерализацию рынка именно на европейских принципах и может вызвать вопрос о возможности его использования для переформатирования газового рынка Украины в направлении дальнейшей его монополизации", - написал Малиновский.

При этом он отметил, что согласно Конституции и законодательству Украины, правительство может реализовывать свои полномочия - то есть реформировать газовый рынок - только способом, который не противоречит международно-правовым обязательствам государства (в данном случае - обязательствам Украины в рамках Европейского энергетического сообщества, в том числе по имплементации в Украине Второй и Третьей газовых директив ЕС).

Кроме того, законодательство исключает возможность заключения Украиной новых международно-правовых (тем более корпоративных) договоренностей с другим государством или компанией, которые противоречили бы Европейскому энергетическому сообществу и, в частности, усложняли бы либерализацию газового рынка Украины на европейских принципах.

"Вместе с тем конкретизация в законопроекте №9429-1 целей реализации Кабмином новых полномочий (внесение положений, обязывающих правительство реформировать газовый рынок на европейских принципах) улучшит качество этого документа и позволит избежать риска реформирования газового рынка образом, противоречащим обязательствам Украины перед Европейским Союзом", - считает эксперт.

По его словам, такая конкретизация соответствовала бы цели принятого законопроекта, задекларированной в пояснительной записке и подтвержденной в заявлениях лидера парламентского проправительственного большинства.

Напомним, 20 марта Верховная Рада Украины приняла за основу законопроект о народного депутата от НУ-НС Юрия Кармазина о реформировании газового рынка Украины.