Баланс на карточках. Украинцы сделали бизнес на онлайн-заказе и создании визиток за один день
Владельцы полиграфической фирмы придумали онлайн-сервис, позволяющий изготавливать визитки за один день без общения с дизайнерами
Однажды владельцы небольшой полиграфической фирмы и дизайн-студии "Визави" Денис Дмитренко и Илья Бахвалов задумались, как бы увеличить загрузку производства. И надумали: нужно сделать онлайн-конструктор визиток. На дворе был 2005 год, и интернет-сервисы в Украине еще были экзотикой. Начали искать аналог за границей и нашли VistaPrint — успешный проект, который котируется на американской фондовой бирже и обслуживает 50 млн представителей "микробизнеса" в Европе, Индии, Америке и Австралии. "Мы узнали, что чистый доход этого бизнеса составляет несколько миллионов долларов. Это нас очень мотивировало", — вспоминает Дмитренко, креативный директор "Визави".
Визитками молодые люди начали заниматься не случайно: они самый "легкий", востребованный и высокомаржинальный продукт в полиграфии. Предприниматели не сомневались, что идея VistaPrint придется по вкусу украинским "чепэшникам", парикмахерам, таксистам и представителям небольшого бизнеса, у которых нет денег на фирменный стиль. Для начала выложили около 20 шаблонов визиток — с ножницами, шашечками, трезубцами и просто цветочками и вензельками. Заказчику оставалось только зайти на сайт, выбрать дизайн, ввести свое имя и телефон и при получении визиток заплатить деньги курьеру. Казалось бы, здорово. Но в первый год сайт vizitka.ua не получил ни одного заказа. А делать визитки традиционным методом, с разработкой макета, в полиграфию приходило по 350 клиентов в месяц.
Рождение в муках
"Первый сервис был малофункциональный и неудобный", — говорит Дмитренко. "Люди еще не привыкли", — оправдывается его напарник Бахвалов, отвечавший за техническую часть.
В 2007 году партнеры увеличили количество макетов, обновили сайт. И получили всего 10 заказов. Пришлось снова все переделывать. В начале 2010-го Бахвалов и Дмитренко пришли с уже трижды переделанным проектом и 100 шаблонами визиток на Startup Crash Test — тусовку стартаперов, где проверяют на прочность новые идеи. И тут дело пошло.
Кризис и меньшее количество заказов помогли основателям компании уделить больше времени развитию проекта. А украинцы привыкли к покупкам в интернете и оценили экономность предложения — 49 гривен за 100 визиток, никаких затрат на дизайнера, никакого ожидания. По Киеву заказы доставляются за один день.
За последние два года команда "Визави" поставила онлайн-заказчикам более 5000 комплектов визиток. На их сайте собрано уже 584 шаблона на любой вкус: есть Фемида для юристов, ракетка для тренеров по теннису, палитра для художников, гитара для музыкантов и далее по списку. Клиенту остается просто вставить свое имя, должность и телефон в поля.
Правда, несмотря на простоту готового шаблона визиток, им пользуются лишь 20% клиентов. Остальные предпочитают "самодельный" дизайн с помощью конструктора, который позволяет вставить свой логотип, выбрать шрифт, цвет и размер для текста.
Для продвижения своей услуги молодые люди использовали стандартный комплект инструментов интернет-рекламы: контекст, оптимизацию в поисковиках, соцсети и продажи на скидочных сайтах.
Неожиданно активными заказчиками оказались госслужащие. Для этой категории на сайте есть много вариантов с трезубцами, флагами и желто-голубыми картами страны. "У них там бюрократия. Чтобы заказать визитки, нужно писать, просить, ждать. Им легче у нас в тот же день получить", — отмечает Дмитренко.
Один пользователь vizitka.ua в среднем заказывает 150 визиток за 67 грн., и таких клиентов набирается около 250 человек в месяц. Нетрудно подсчитать, что доход компании составляет 16 750 грн. Половина этой суммы — прибыль. Основатели сервиса признают, что основной доход все еще получают от разработки интернет-сайтов и полиграфии, но верят, что конструктор визиток способен стать массовым и начать приносить им серьезные деньги.
У Бахвалова и Дмитренко всего два конкурента в Украине. 29 гривен стоят 100 шаблонных визиток на сайте vizitka.com. В два раза дороже обойдется там экспресс-дизайн с возможностью внести три корректировки в предложенный макет. Сайт visitki-shop.com предлагает заказчикам более 1000 готовых вариантов карточек по профессиям плюс визитки с фотографиями. По словам владельца сайта Андрея Пиндусова, основной его бизнес — рекламное агентство, а онлайн-заказ визиток — скорее способ увеличить загрузку полиграфических мощностей, как и для "Визави".
Все владельцы сервисов онлайн-заказа визиток, естественно, экспериментируют с разными материалами и техниками. "Визави", например, выжигали буквы (такая карточка становится похожа на школьный трафарет) и изучали в Сингапуре, как делают визитки, светящиеся в темноте.
Если с водителями дела пока идут неважно, неожиданно удачно выстрелила идея продавать готовые сайты онлайн-заказа визиток в страны СНГ. Первый партнер появился в Ташкенте, потом нашлись три клиента в разных регионах России.
Владельцы иностранных типографий просто покупают у Бахвалова и Дмитренко сайт онлайн-заказов с шаблонами "под ключ", устанавливают свои цены и организовывают доставку, отдавая украинцам 10% стоимости заказов.
По словам предпринимателей, скоро аналогичные сайты откроются в Белоруссии и Грузии. Похоже, создатели vizitka.ua нацелились повторить успех вдохновившего их американского гиганта VistaPrint на постсоветском пространстве.
Катерина Панова, Фокус