Круизный лайнер в порту потребляет уйму энергии. Если он производит ее сам, то сильно загрязняет атмосферу, поэтому инженеры предлагают альтернативные решения.
Крупный круизный лайнер, стоя в порту, по потреблению электроэнергии вполне может соперничать с небольшого размера городом. В этом не было бы ничего страшного, если бы не одно обстоятельство: эту электроэнергию обычно вырабатывают те же самые бортовые генераторы, которые обеспечивают энергоснабжение судна в открытом море. Работают они о судовых двигателей, а те в экологическом отношении являются чрезвычайно "грязными". "Выхлопные газы судов содержат и окислы азота, и окислы серы, и мелкодисперсную пыль, и озоноразрушающие вещества, и летучие органические соединения", - говорит Фолькер Маттиас (Volker Matthias), научный сотрудник Института по изучению побережья при Исследовательском центре имени Гельмгольца в Гестахте близ Гамбурга. По мнению эксперта, на то, что морские суда являются злостными загрязнителями атмосферы, есть целый ряд причин: "Во-первых, это связано с тем, что судовые двигатели очень мощные и потребляют огромное количество топлива. Во-вторых, это топливо - мазут, то есть дешевое горючее с высоким содержанием серы, представляющее собой, по сути дела, отходы нефтепереработки. А в-третьих, морские суда не оборудованы системами очистки выхлопных газов".
Дорогой вариант - подача энергии с берега
Все это, конечно, очень плохо и в открытом море. Вдоль основных судоходных путей густые облака выхлопных газов тянутся на многие сотни километров, их отчетливо видно с самолетов и спутников. Но у причала в порту, рядом с густонаселенными городами, такая ситуация просто нетерпима. Поэтому инженеры разных стран пытаются так или иначе решить эту проблему. Одно из возможных решений - подача на борт судна электроэнергии, вырабатываемой на берегу. Ключевым элементом такой установки является электрический кабель со специальным разъемом на конце, который с помощью крана может быть подтянут и подключен к стоящему у причала судну. Подобные устройства проходят сегодня испытания в нескольких крупных портах - например, в Любеке. Впрочем, у этой концепции есть и недостатки, считает Дирк Леман (Dirk Lehmann), глава гамбургской компании Becker Marine Systems: "Особенно в случае круизных судов с их гигантским энергопотреблением устройство подачи электроэнергии с берега обходится чрезвычайно дорого. Просто потому, что оно должно быть надежно защищено и от затопления, и от любой непогоды, и от несанкционированного доступа посторонних, и от множества других негативных факторов".
Дешевая альтенатива - плавучая электростанция
Высокая стоимость систем подачи электроэнергии с суши и побудила Дирка Лемана и его коллег разработать более дешевую альтернативу - плавучую портовую электростанцию. "Это как бы тоже судно, но бесприводное. На нем установлены двигатели, работающие на сжиженном газе, и они приводят в движение электрогенераторы. При сжигании сжиженный газ дает гораздо меньше вредных выбросов, чем мазут", - поясняет разработчик.
Мощность электростанции, смонтированной на этом судне - моряки именуют такие бесприводные судна "толкаемыми баржами", - составляет 10 тысяч киловатт. Этого вполне достаточно даже для самого крупного круизного лайнера. Необходимый запас сжиженного газа хранится на борту в специальных цистернах - когда они пустеют, их легко заменить на полные. Такая плавучая электростанция имеет, помимо относительной дешевизны, и другое важное преимущество, говорит Дирк Леман: "Это мобильное решение. Оно дает нам возможность очень быстро менять месторасположение внутри порта. Мы можем подойти к каждому судну с любой стороны. А где размещать стационарную установку? Это проблема! Ведь у одного лайнера разъем электроподключения спереди, у другого сзади, у одного с левого борта, у другого с правого. В этом отношении мобильное решение - вне конкуренции".
Главные достоинства - гибкость и экономичность
Но и это еще не все. Плавучая электростанция способна гибко менять параметры вырабатываемого тока в соответствии с потребностями судна. Это очень важно, ведь большинство круизных лайнеров рассчитано на напряжение 11 киловольт и частоту 60 герц. Береговые же электростанции обычно подают ток напряжением 10 киловольт и частотой 50 герц, что делает неизбежным использование очень дорогих специальных преобразователей и трансформаторов.
Впрочем, вопрос окупаемости такой плавучей электростанции, стоимость которой составляет 10 миллионов евро, стоит в Гамбурге особенно остро, потому что сюда круизные лайнеры заходят почти исключительно в летние месяцы. Другие же типы судов едва ли стоит принимать в расчет, поскольку их потребность в электроэнергии в порту незначительна. Так что зимний простой мог бы обернуться ощутимыми финансовыми потерями, если бы не выход, предложенный Дирком Леманом: "Зимой мы будет подавать тепло и электроэнергию в городские сети на суше".
Первая плавучая электростанция в гамбургском порту должна вступить в строй осенью 2013 года. Она будет обслуживать лайнеры судоходной компании AIDA - крупнейшего круизного оператора на немецком рынке.
Источник: Русская служба DW