Мошенники используют методы 90-х годов — производят в подпольных цехах и подражают известным брендам
30-летний Александр из Киева до недавнего времени сбывал в магазины "паленую" водку. Он работал торговым представителем крупной компании — дистрибьютора ряда национальных и импортных производителей алкогольной продукции. "Многие торговые сети покупали только у нас, потому что дешевле", — рассказывает Александр. По его словам, он долгое время не знал, что торгует подделкой. Пока из магазинов не стали поступать жалобы на отравления покупателей алкоголем. "Я тут же уволился и сообщил о нарушениях в правоохранительные органы и службу защиты прав потребителей", — уверяет Александр. С тех пор прошло несколько месяцев, а товар этой компании по-прежнему лежит на прилавках. Правда, уже других магазинов. "Видать, их крышует милиция", — резюмирует Александр.
На первый взгляд не каждый заметит подвох. Киевлянка Ольга Свинцицкая купила в одном из столичных бутиков духи за 480 гривен. "Такое впечатление, что они разбавлены водой — аромата хватает максимум на пять минут", — возмущается она. Лишь присмотревшись, Ольга заметила подвох — на флаконе было написано Lacosstel вместо Lacoste.
75% продукции на украинском рынке не соответствует требованиям нормативных документов. Об этом Фокусу заявил гендиректор Украинского центра проблем стандартизации, сертификации и качества Олег Кононенко. "Такого я не припомню со времен девяностых, — говорит он. — Ситуация очень серьезная. Сегодня Украина — единственная страна в Европе, где нет контроля качества продукции". В 2009 году была отменена обязательная сертификация почти всех групп пищевых товаров. Спустя еще год отменили контроль соблюдения стандартов качества. В нашей стране можно производить все что угодно, невзирая на стандарты. "Штраф за подделку — 510 гривен. Имея сверхприбыли, мошенники готовы хоть каждый день выплачивать эту сумму", — говорит Кононенко. По его же словам, "если на рулон туалетной бумаги поместить наклейку "Колбаса высшего сорта", ветеринарная и фитосанитарная службы выдадут положительное заключение".
Социолог Андрей Манчук вспоминает огромные масштабы контрафактной и фальсифицированной продукции, производимой в 90-х. Особенно в приграничных районах. "Ужгород казался сплошным базаром, где торговали подделками, — рассказывает Андрей. — Я лично видел заводик по производству химических ликеров. Самым затратным в этом бизнесе было изготовление наклеек: цветной принтер найти было сложно, да и стоил он
дорого".
Сегодня проблем с техникой нет. Акцизную марку, печати или протокол испытаний продукции, распечатанные на цветном принтере, с трудом отличишь от настоящих. Поэтому документы мошенников меньше всего вызывают сомнения. "Для государства главное, чтобы были в порядке бумаги, — говорит руководитель отдела тестирования Центра независимых потребительских экспертиз "Тест" Нина Кильдий. — Мы же следим за тем, чтобы производитель не обманывал покупателя". Треть продукции, по словам Кильдий, имеет серьезные замечания и негативные оценки качества.
Информирован и вооружен
Доля фальсифицированной продукции на украинском рынке
Моющие средства – 79%
Детские игрушки – 80%
Одежда для детей – 42%
Пищевая продукция – 60%
По данным ГП "Госпотребинспекция",
ГП "Укрметротестстандарт"
Сергей Одаренко, Фокус