Как математик Елена Болтина создала бизнес, разрисовывая табуретки
Если бы десять лет назад Елене Болтиной сказали, что она будет зарабатывать на жизнь рисованием, она бы не поверила. "Я закончила мехмат университета им. Шевченко в 1991 году, — вспоминает 43-летняя киевлянка. — Некоторые мои сокурсницы стали школьными учителями, а я ушла в рекламу". Елена занималась разработками рекламных стратегий и выводом на рынок новых брендов. За пятнадцать лет сделала карьеру в этом бизнесе, доросла до соучредителя рекламного агентства. Креативная работа ей нравилась: математик Болтина обнаружила в себе творческие способности, в том числе к рисованию.
Дальнейшему развитию художественного дара помог случай. Однажды знакомая подарила Болтиной обычную табуретку. Бизнес-леди присела на нее и задумалась: как бы облагородить это изделие? "Я долго не могла заставить себя приступить к работе. То краски нужно было купить, то вдохновение не приходило", — говорит она. На поиски вдохновения ушло несколько недель. Первую табуретку украшали простые геометрические фигуры. Лиха беда начало — Елена вошла во вкус и принялась украшать столики, стулья, лавки.
Поделки мастерица раздаривала друзьям и знакомым. Особый восторг они вызывали у детей. Это вдохновляло. Елена закупала все больше красок и табуреток. Дошло до того, что она начала меньше спать, чтобы успеть до работы разрисовать побольше мебели. В какой-то момент хобби превратилось во вторую работу. Нужно было выбирать — либо меньше заниматься бизнесом, либо превращать хобби в коммерческое предприятие. Елена выбрала второй путь, хотя и сомневалась в том, сможет ли превратить необычное увлечение в деньги. Но ей это удалось: сегодня декорированные ею изделия в качестве сувениров для сотрудников и партнеров заказывают крупные компании. Ручную работу также можно приобрести в цветочных и сувенирных лавках.
Арт-терапия и бизнес
Первую табуретку Елена расписала в 2008 году. Тогда на это ушло семь дней, восемь видов краски и флакон лака. Принадлежности для рисования, а также стоимость самой табуретки не превышали 500 грн. — именно такую сумму можно считать стартовым капиталом. Изыскать эти средства труда не составляло (тем более что сам табурет был подарен). Сложнее оказалось найти подходящий материал. Не всякий табурет (стул, стол или комод) пригоден для такого декора. Елена нашла мастера, делающего мебель на заказ. Но, пожалуй, труднее всего было совмещать ручной труд с руководящей должностью в рекламной компании. "Вставала в пять утра, чтобы успеть что-то нарисовать до выхода на работу, и продолжала роспись вечером", — вспоминает мастер.
Первые десять табуреток были проданы на Андреевском спуске в День Киева. На участие в ярмарке Елену подтолкнула не нужда. Это было скорее что-то вроде полевого исследования рынка. Начинающий мастер хотела убедиться, что ее изделия "имеют право на существование". Оказалось, имеют: расписные табуреты понравились киевлянам. После была выставка в Пирогово, которая также прошла довольно удачно — Болтина не только приобрела новых клиентов, но — и это самое главное — почувствовала уверенность в собственных силах. Однако это еще был не бизнес.
Бизнес начался тогда, когда Елена задействовала свои деловые знакомства — она решила деликатно предложить чудо-табуреты корпоративным клиентам. "Старые связи очень пригодились, — рассказывает бизнес-леди. — Я начала делать компаниям подарки, стилизованные под бренды". Первый заказ поступил от компании Tetra Pak. Чуть позже другая фирма заказала персональные стульчики для детей своих сотрудников. Елена вложила душу в "детский" заказ: она выяснила характер и привычки каждого ребенка. Исходя из этой информации придумывала сюжеты рисунков.
Впоследствии оказалось, что детской тематикой больше интересуются не корпоративные, а частные покупатели. Елена вообще считает, что дети и их родители — ее основная клиентура. Семейные люди часто разглядывают и покупают декорированную мебель, а также заглядывают на профильную страничку сайта рекламного агентства, которое по-прежнему принадлежит Болтиной. "Через сайт заказывают изделия постоянные клиенты, — говорит она. — Делать ставку только на сайт в данном случае сложно".
Владелец магазина подарков и декора "Цяцьки" Андрей Твердомед сотрудничает с Болтиной уже два года. Он констатирует, что люди устали от пластмассы и хотят чего-то натурального, например, изделий из глины или дерева. Поэтому расписанная вручную мебель пользуется спросом. "Эти вещи "теплые", у них хорошая энергетика, — делится он своими впечатлениями. — В месяц магазин продает от 15 до 25 таких изделий". И все-таки основной доход — 60% от общего — дают корпоративные заказчики.
Будни мастера
Сегодня на декорирование одного стула Елена тратит до трех дней. Быстрее продвигается работа, если оформление выполняется в технике "декупаж" (средневековая техника, суть которой в том, что бумажный узор наклеивается на поверхность и лакируется). На табурет, расписанный вручную, уходит больше времени. Быстрее декорируются сувениры или некрупные предметы интерьера. Главное, чтобы была подходящая заготовка. А с этим случаются проблемы.
Прототипы будущих изделий должны быть из сухого дерева, иначе изделие может просто рассыпаться. "Сейчас я заказываю заготовки, они какое-то время стоят, если дерево не было просушено, они трескаются, и я их возвращаю", — рассказывает она. Детали должны быть идеально ровными, а добиться такого эффекта удается не каждому столяру. "За четыре года я сменила семь мастеров, работающих с деревом", — вздыхает Елена. Она рассказывает, что многие специалисты предпочитают работать над одним сложным мебельным гарнитуром, а не делать двадцать одинаковых табуретов. Бывали случаи, когда мастера в последний момент отказывались от работы, чуть ли не срывая крупный корпоративный заказ. Поэтому сегодня во избежание недоразумений Елена подписывает со столярами контракт.
Чем хорош табурет
Ежемесячно Болтина представляет свои произведения на тематических выставках, например, на фестивале вина, книжной ярмарке или празднике цветов. К каждому такому мероприятию она готовится около месяца. "Если это фестиваль вина, то тематика наших рисунков винная или сырная", — говорит Елена. Для книжной выставки она декорировала шкатулки в виде книг, для выставки цветов расписывала лейки и ведра. Высокая стоимость участия в подобных акциях — от 5000 грн. — не смущает предпринимательницу: там она знакомится с потенциальными клиентами. Да и потом за один день выставки порой удается продать до двадцати вещиц. Учитывая то, что этот бизнес, как ни странно, сезонный (табуретки, например, лучше всего продаются с декабря по март), участие в массовых праздниках имеет большое значение. Благодаря выставкам табуреты Болтиной стали узнаваемыми.
Хотя Елена может расписать все что угодно, именно табуреты продолжают составлять основу ее ассортимента. Нельзя сказать, что мастер сознательно сделала этот предмет кухонного обихода своей фишкой. "Дело в том, что кроме меня табуретками особо никто не занимается, тут у меня нет конкурентов", — объясняет она. Кроме того, с табуретом работать удобно, а стоимость заготовки относительно невысокая. Цена декорированного изделия составляет от 250 до 350 грн. в зависимости от сложности, а закупочная стоимость — 150 грн.
Рентабельность своего бизнеса владелица оценивает в 50%, а оборот компании в непраздничные месяцы, когда нет корпоративных заказов, минимум в 15 000 грн.
Елена Болтина мечтает открыть собственный магазин. А возможно, даже сеть магазинов. Но о своих планах предпочитает не распространяться — не хочет торопить события.
Ирина Гамалий, Фокус