Разделы
Материалы

Вот такая штука. Как киевляне сделали бизнес на продаже авторских изделий

Как помочь киевлянам зарабатывать на своих хобби, открыв магазин авторских изделий

Еще студентами друзья Николай Ахтырский, Ирина Новак и Евгений Костюк пробовали себя в различных проектах и к окончанию учебы поняли, что хотят работать на себя. Сферу деятельности — торговлю изделиями ручной работы — выбрали не случайно.

Украинцы начали больше времени уделять рукоделию, стремясь разнообразить свою жизнь и найти дополнительный заработок. Социальные сети пестрят страницами мастеров, которые предлагают эксклюзивные украшения, игрушки, блокноты и одежду ручной работы. А вот платформы, через которую они могли бы продавать свои работы да и просто общаться, в 2007 году не было. Как и розничного магазина, в ассортименте которого присутствовали бы только авторские изделия ручной работы.

"Мы увидели, что есть магазины, торгующие материалами для хендмейда и заодно авторскими работами, — вспоминает Ирина Новак. — Или сувенирной продукцией. Но помимо вещей ручной работы они предлагали китайские товары".

Ищу мастера
Год ушел на изучение конъюнктуры рынка, и в декабре 2008 года, накануне кризиса появился интернет-магазин "Штуки". Неоднозначное для старта время не пугало начинающих предпринимателей. "У нас была идея, и мы думали не о кризисе, а о том, как воплотить ее в жизнь", — вспоминает Николай. Стартовали бюджетно: создание сайта магазина обошлось в 1500 грн.

Следующим шагом стал поиск мастеров, с которыми начинающие бизнесмены хотели наладить сотрудничество. Одними из первых, кто дал согласие на реализацию своих изделий, были дизайнер бижутерии Юлия (творческий псевдоним — OrangeJul) и автор дизайнерской мягкой игрушки Оксана (Ксю). "Когда мы только создали интернет-магазин, 27 декабря 2008 года, с нами работали три мастера, а в ассортименте было лишь одиннадцать изделий, — отмечает Ирина. — В студенческой среде слухи распространяются быстро, и благодаря сарафанному радио первый заказ — на колье и сережки — мы получили уже на следующий день".

Спустя несколько месяцев компаньоны открыли на Фроловской улице обычный магазин под названием "Штуки". Там прошла выставка, в которой приняли участие около тридцати авторов. Организаторы и участники мероприятия остались довольны: мастера смогли увидеть свою аудиторию, получить "обратную связь" и раздать визитки. Владельцы заведения познакомились не только с клиентами, но и с новыми авторами. Творческие люди — народ сложный, и бизнесменам не всегда легко находить с ними общий язык. Поэтому чем больше мастеров, тем лучше — есть из кого выбрать.

Ушли под землю
Произведения ручной работы сложно продавать через интернет. Ирина Новак говорит: многим покупателям, чтобы понять вещь, нужно взять ее в руки. С этим соглашается и Елена Кравченко, владелица магазина плюшевых медведей ручной работы "Київський ведмедик", открывшегося в центре Киева в 2008 году. "От покупателей часто можно услышать: "Беру этого медведя, он смотрит на меня", — говорит она. — Фото не передаст таких эмоций". На сегодняшний день 80% всех продаж в "Штуках" также осуществляется в офлайне.

"Штуки" меняли свое месторасположение трижды. Последняя передислокация — под землю: магазин переехал в ТЦ "Метроград". По словам Николая, большие торговые центры — идеальное место для продажи хендмейда, несмотря на то, что площадь магазинчика меньше, а стоимость аренды в разы выше. "В торговые центры приходят люди, изначально ориентированные на покупку, — рассуждает он. — Это не просто трафик, это качественный трафик". За несколько лет работы он научился угадывать в толпе потенциальных покупателей. Однако секрет этого искусства не раскрывает. Скупо отмечает, что его клиенты — это люди, которые что-то создают, чем-то интересуются, а их возраст — от 19 до 35 лет.

На любой вкус
Сегодня со "Штуками" сотрудничают 80 мастеров, в ассортименте магазина несколько тысяч наименований. Помимо традиционных для хендмейда украшений и игрушек, здесь можно купить мебель ручной работы, книги-картины, часы и даже варенье. Наибольшей популярностью у покупателей пользуются поздравительные открытки. Спрос на большинство изделий колеблется в зависимости от сезона. Осенью растут продажи блокнотов, зимой чаще покупают мягкие игрушки, а летом — серьги и колье. Средний чек в магазине — 160 грн. Рентабельность этого бизнеса Николай Ахтырский оценивает в 50%. Годовой оборот "Штук" — не менее 300 тыс. грн. И это далеко не предел для заведения такого формата. По словам владелицы "Київського ведмедика", в ее магазине покупку делают в среднем на 250 грн., а месячный оборот составляет 100 тыс. грн.

Как утверждает Николай, на сегодняшний день в Киеве нет торговой точки, которая бы повторяла концепцию "Штук". Потенциальных конкурентов он воспринимает скорее как коллег.

В его планах запустить до конца года еще один магазин в Киеве. Но это не предел мечтаний: Ахтырский намерен сделать свой бизнес сетевым и открыть торговые точки во всех украинских городах-миллионниках. Бизнесмен имеет цель и не видит препятствий, он считает, что основная трудность — отсутствие опыта — уже позади.

Ирина Гамалий, Фокус