Цены на бензин в Украине не спешат падать вслед за снижением мировых цен на нефть. В лучшем случае 95-й может подешеветь на 20 копеек
Украинские нефтетрейдеры должны более оперативно реагировать на изменения, происходящие на мировых рынках, особенно на снижение стоимости нефти и нефтепродуктов. С таким заявлением выступил во вторник глава Минтопэнерго Юрий Продан, призвав розничных торговцев придерживаться нового ценового коридора на бензин А-95: – 5,57–5,74 грн. за литр.
По сути, министр повторил требование Антимонопольного комитета, который возбудил дело о нарушении антимонопольного законодательства против ведущих операторов рынка. Вмешаться в ситуацию АМК заставило недавнее синхронное повышение стоимости бензина А-95 до 6,15 грн. некоторыми операторами. Цена поползла вниз – до 5,90 грн.
Тогда трейдеров упрекали в том, что они просто решили воспользоваться политической неразберихой в стране, чтобы получить сверхприбыль, сами же участники рынка объясняли повышение страхованием своих рисков ввиду резкого скачка доллара. "Нефтетрейдеры – тоже люди и решили перестраховаться, хотя у них не было экономического обоснования для повышения цен", – сказал Фокусу один из участников рынка.
Курсовые потери
Но даже 5,90 грн. за литр 95-го – это немалая цена, учитывая тенденции на мировом рынке нефти. Ведь, достигнув пика в июле, мировые цены на сырье с тех пор неуклонно снижались и сейчас составляют около $70 за баррель, что в два раза меньше июльских показателей.
Директор консалтинговой компании UPECO Сергей Куюн считает, что нынешнее топтание украинских нефтетрейдеров на месте – следствие паники, охватившей все сферы бизнеса. К тому же на этот рынок сильно влияет не только стоимость нефти, но и кредитная и валютная политика. Так как долю импорта на украинском топливном рынке эксперты оценивают в 50–60%, а внешнеэкономические контракты обслуживаются в долларах, по трейдерам больно ударила курсовая разница, поскольку нефтепродукты контрактовались в тот период, когда доллар рос.
По словам гендиректора государственного предприятия "Укрнефтехимпереработка" Владимира Емелина, только из-за курсовых колебаний в первую декаду октября тонна топлива стала дороже более чем на $100. "Даже если ситуация на внешних рынках в тот момент была благоприятной, из-за курсовой разницы на тонне было потеряно, условно говоря, 600–700 гривен", – говорит главный редактор журнала "Альтернативное топливо" Виталий Давий.
Сейчас, когда ажиотаж вокруг курсовых колебаний поутих, цена топлива в Украине потихоньку пошла вниз.
– В последнюю неделю наблюдается снижение – на 5–9 копеек, – говорит директор научно-технического центра "Психея" Сергей Сапегин. – На "пистолете" это – 1–1,5%, на крупном опте – 2,5–5%, на границе Украины – 7–11%. То есть чем дальше мы от европейских оптовых цен, тем доля снижения меньше. Значит, есть внутренние факторы.
Среди внутренних факторов, влияющих на цену, г-н Сапегин называет нестабильность гривны (ведь операторы вынуждены покупать валюту) и выросшие ставки на кредиты. Кроме того, есть факторы внешние: организация стран-экспортеров нефти (ОПЭК) призывает своих членов сократить добычу углеводородов, чтобы поддержать ценовой коридор в пределах $70–90 за баррель. Решение о том, насколько уменьшат добычу, будет принято 24 октября на заседании картеля в Вене. По словам эксперта Центра Разумкова Владимира Сапрыкина, снижение квот на добычу окажет психологическое воздействие на рынок, в том числе и на поведение украинских трейдеров.
Безвольный за рулем
Эксперты утверждают, что власть может повлиять на ценовые топливные колебания, и признают роль АМК в нынешнем снижении цен. Но при этом никто не ожидает повторения 2005 года, когда Юлия Тимошенко во времена своего первого премьерства устраивала публичную порку нефтетрейдеров за "монопольный сговор". Ту открытую конфронтацию многие автолюбители вспоминают с содроганием, поскольку тогда несколько дней на заправках вообще не было бензина.
На этот раз власть будет вмешиваться осторожнее. "Хотя в России Дмитрий Медведев выступает с резкой критикой нефтяных компаний, и даже Гордон Браун в Великобритании, славящейся либеральной экономикой, обратился к трейдерам с призывом снизить цены", – напоминает Сергей Куюн. Ситуация в Британии действительно похожа на украинскую: несмотря на падение цен на нефть, стоимость бензина остается на довольно высоком уровне – 1,07 фунта за литр, а в некоторых районах страны – даже 1,20 фунта за литр.
Если власть останется молчаливым наблюдателем, падение цен на бензин будет незначительным. Владимир Сапрыкин прогнозирует, что до конца месяца А-95 подешевеет на 1–2%. А Владимир Емелин полагает, что если курс доллара останется в нынешних пределах (около 5,20 грн. за доллар на межбанке), то стоимость литра бензина в третьей декаде октября будет где-то на 15–20 коп. ниже, чем сейчас.
Впрочем, даже если снижения не произойдет, розничным торговцам вряд ли грозит падение спроса на топливо. "Украинский потребитель – безвольный, – сетует Сергей Сапегин. – Ему говорят: бензин по 6 гривен, он и платит!"