Разделы
Материалы

Спасибо и прощайте. Как в Украине заработать на банкротстве

Почему в Украине банкротство становится новым видом мошенничества

Сеть магазинов "Буква", первопроходец рынка книжной розницы в Украине, официально прекратила свое существование. Хозяйственный суд Киева начал банкротство компании. "Де-факто "Буквы" не существовало уже более года. Рассчитываться с поставщиками они перестали в середине 2012-го", — говорит Александр Красовицкий, глава издательства "Фолио", одного из крупнейших в стране. Процедура банкротства была инициирована самой "Буквой", поскольку многочисленные судебные решения о взыскании долгов не были обеспечены имуществом компании.

Оценка задолженности "Буквы" перед партнерами — от 5 млн до 100 млн грн. Покрывать эти долги нечем. Некоторые кредиторы уже махнули на обязательства рукой. "Нам должны около 200 тысяч гривен. Это безнадежная задолженность, судиться не вижу смысла" — говорит Красовицкий. Судебные иски — последнее, что осталось от оператора с тремя десятками магазинов. Торговые площади, принадлежавшие "Букве", перешли другим игрокам, в первую очередь российской "Эксмо", которую называют новым владельцем книжного ретейлера.

История "Буквы" типична для Украины. За последний год с экономической карты исчезли несколько крупных предприятий, чье положение казалось незыблемым. При этом большинство из них ушли "по-украински", то есть путем управляемого банкротства, инициированного самими собственниками, как способ "простить долги кредиторам". Поэтому часто банкротство в Украине — это не крах бизнеса, а минимизация расходов на возвращение долгов и погашение штрафов.

Сбитый летчик
За 2012 год крупнейший в стране авиаперевозчик — компания "АэроСвит" обслужила 3 млн пассажиров, генерировав около 40% пассажиропотока (среди украинских компаний). Во второй половине года отлаженная работа начала сбоить: стали привычны переносы рейсов или их отмена, тысячи пассажиров были возмущены качеством услуг. "По итогам проверки "АэроСвита" за некачественные услуги мы насчитали им 128 млн гривен штрафа", — вспоминает глава Госпотребинспекции (тогда — Госпотребстандарта) Сергей Орехов. Но пока длились судебные разбирательства, госведомство было реформировано, и авиаперевозчик избежал погашения штрафа. 29 декабря 2012 года Хозсуд Киевской области начал банкротство "АэроСвита". Долги компании перед Налоговой администрацией, Пенсионным фондом, поставщиками, аэропортами и 2,5 тыс. сотрудников оценивались в 4,2 млрд грн., что почти в три раза превышало активы компании (1,5 млрд грн.).

В "АэроСвите" называли банкротство "реорганизацией" и намеревались восстановить деятельность, сосредоточившись на маржинальных дальнемагистральных перелетах. Но весной стало понятно, что "АэроСвит" "сложил крылья" окончательно — компания вернула самолеты, взятые в лизинг. Среди причин банкротства называли как экономическую (накопленную кредиторскую задолженность), так и политическую. Согласно последней, один из основных акционеров компании Игорь Коломойский превентивным банкротством в пользу связанных структур предотвратил ее рейдерский захват.

Банкротство "АэроСвита" ударило по всей отрасли авиаперевозок — по данным Госавиаслужбы, в I квартале 2013 года из-за прекращения полетов крупнейшего перевозчика пассажиропоток украинских авиакомпаний снизился почти на 20%. Большая часть маршрутов "АэроСвита" и его пассажиров досталась компании "Международные авиалинии Украины".

Химическая реакция
Сумыхимпром — рекордсмен по масштабу обанкроченной компании. Оборот сумского химического гиганта, чье производство раскинулось на 226 га, крупнейшего в стране производителя фосфатных удобрений и второго по величине производителя двуокиси титана, достигал 2,9 млрд грн. Признания его неплатежеспособности добивалась киевская компания "Промышленные инвестиции", которую связывают с главой Федерации работодателей Украины Дмитрием Фирташем. Дело о банкротстве было открыто в начале 2012 года Хозяйственным судом Сумской области.

Долги Сумыхимпрома достигают 1 млрд грн., основная их часть — перед банками и структурами компании Дмитрия Фирташа OstChem, которая де-факто является санатором предприятия. Банкротство стало первым шагом к приватизации химического гиганта. Планируется, что более 90% акций Сумыхимпрома Фонд госимущества выставит на конкурс осенью 2013 года. ФГИ рассчитывает выручить не менее 430 млн грн.

Танки долгов не боятся
Завод им. Малышева, гигант танкостроения советских времен, производил не только танки, но и бронетранспортеры, двигатели, шахтное и нефтегазовое оборудование. Несмотря на широкий ассортимент, предприятие было тяжелой обузой для правительства, которое много лет поддерживало его на плаву. В октябре 2012-го Кабмин сбросил ношу — госпредприятие Львовский бронетанковый завод инициировало процедуру банкротства с претензией на 0,5 млн грн. Всего танковый завод задолжал почти 600 млн грн. Оба предприятия — и кредитор, и должник — входят в состав госконцерна "Укроборонпром".

В последнем не скрывают, что банкротство — процедура, необходимая для того, чтобы минимизировать финансовые претензии к компании. "Процедура банкротства дает заводу им. Малышева конкретные преференции, — говорится в сообщении концерна. — А именно: прекращается начисление штрафов и пени на долговые обязательства, пересматривается, как правило, в сторону уменьшения кредиторская задолженность, накладывается мораторий на выполнение всех долговых обязательств и так далее".

Перестраховались
Украинская экологическая страховая компания претендует на сомнительный статус крупнейшего банкрота на финансовом рынке последних лет: оборот компании составлял 86 млн грн. Поводом для банкротства послужила относительно небольшая задолженность — 374 тыс. грн., которые были просрочены страховщиками перед "ААЗ Трейдинг Ко" (ТМ "Автолюкс") по договору страхования наземных транспортных средств.

Проблемы Украинской экологической страховой компании, которую связывали с экс-главой администрации Шевченковского района столицы Виктором Пилипишиным и президентом компании по управлению активами "КИНТО" Сергеем Оксаничем, стали очевидными в середине 2012-го: отделения компании начали массово закрываться, а клиенты не могли добиться причитающихся им выплат. Всего страховщик должен около 25 млн грн. — как рядовым гражданам, так и коллегам по рынку — компаниям "Оранта", "АХА Страхование", "Просто Страхование". Процедура банкротства продвигается медленно, ее усложняет то, что еще в 2012 году 100% акций страховой компании были переданы офшору Greardon Limited, у которого нет никаких активов.

Молочные реки
Балтский молочно-консервный комбинат еще в 2009 году производил четверть всего детского питания в стране, был крупнейшим молочным предприятием в Одесской области, а его зонтичный бренд "Ласуня" был одним из самых узнаваемых в стране. В начале 2013 года стартовала процедура банкротства предприятия. Ей предшествовало около двух лет простоя — завод остановился в 2010 году, после того как из-за проблем с оборотными средствами компания не смогла рассчитаться по долгам, в том числе за электроэнергию. Собственники — одесские бизнесмены Сергей Дябло и Игорь Фруман решили бизнес не восстанавливать и инициировали банкротство. Основной кредитор ВТБ Банк, кредитовавший завод на почти 100 млн грн., при раздаче долгов оказался, тем не менее, не первым в очереди. Большинство голосов в комитете кредиторов получили бывшие собственники. Имущество БМКК было продано за 8 млн грн. — его выкупила киевская компания "Серебряный дом", обещающая восстановить Балтский молкомбинат в статусе крупного игрока молочного рынка.

Другое обанкротившееся молочное предприятие — Житомирский молочный завод, некогда входивший в десятку крупнейших производителей молока в стране, основа молочного бизнеса корпорации "Рейнфорд". Молочные продукты под ТМ "Щодня" продавались по всей стране, компания занимала 10% рынка спредов. Дело о банкротстве было возбуждено Хозяйственным судом Житомирской области по инициативе консалтинговой фирмы "Прометей" и Изяславмолпродукта, которым молокозавод задолжал около 1,5 млн грн. Это банкротство — отголоски проблем самой корпорации "Рейнфорд", которая к 2011 году фактически перестала существовать.

Банкротство во спасение
До конца 2013 года список банкротов может пополниться еще двумя десятками компаний. Все они — операторы розничной торговли, фигуранты начатого год назад расследования Антимонопольного комитета. Согласно предварительным выводам АМКУ, 18 крупнейших продуктовых ретейлеров, среди которых "Фора", "Сильпо", "МЕТРО", "Ашан", в 2010–2011 годах спровоцировали рост цен на основные продовольственные товары. Цены на продукты в столичной рознице тогда выросли на 20–70%. Ретейлерам вменяют навязывание факультативных услуг поставщикам-производителям, из-за чего последние якобы были вынуждены повышать отпускные цены, а также картельный сговор — АМКУ подозревает, что сети согласовывали свои действия. По каждому из этих обвинений фигурантам грозит штраф в размере до 10% годовой выручки или в целом на отрасль по обоим обвинениям — около 20 млрд грн. Это беспрецедентная сумма штрафа в украинской практике. "Никто не сможет столько заплатить. А если не сможет — это означает банкротство, — говорит Игорь Баленко, глава компании "Фуршет", которая также попала в черный список АМКУ. По его словам, вслед за ретейлерами, которые являются торговыми партнерами для сотен поставщиков, может последовать череда банкротств компаний-производителей.

Процедура банкротства часто используется в Украине как способ избежать уплаты долгов. Особую популярность получила в кризисное время. Процедура связана с созданием подконтрольного комитета кредиторов. Как правило, внутригрупповая задолженность между связанными юрлицами используется для инициации контроля процедуры банкрот­ства. Соответственно, реальные кредиторы остаются в меньшинстве. Согласно разъяснению Верховного суда, банкротство является основанием для прекращения ипотеки. То есть если раньше банки, кредитующие недвижимость, могли ее получить в результате банкротства кредитора, то теперь признание банкротства является причиной для аннуляции ипотеки. В таком случае объекты недвижимости попадают в общий пул активов, которые должны распределяться между кредиторами. В итоге можно ожидать увеличения числа банкротств, так как они становятся механизмом не только уклонения от уплаты долгов, но и механизмом признания ипотеки недействительной и фактически спасением своей недвижимости от претензий кредиторов.

Много шума
8 глобальных банкротов XXI века

- Город Детройт (штат Мичиган, США). Некогда столица автопрома Америки, сейчас — претендент на статус крупнейшего муниципального банкрота в США. Сумма внешнего долга — $18,5 млрд плюс бюджетный дефицит на $380 млн. Крупнейшие кредиторы— город­ской пенсионный фонд, полиция и пожарный департамент.

- Инвестбанк Lehman Brothers Holdings. Один из главных игроков на докризисном американском рынке ценных бумаг. Активы компании превышали $600 млрд, а сумма долга — 1,2 трлн (за пять лет судебных разбирательств была снижена до $450 млрд). Крупнейшие кредиторы — хедж-фонды. С банкротства Lehman Brothers начался мировой финансовый кризис 2008–2009 гг.

- S Airways Group, 7-я по величине авиакомпания Америки, обанкротилась в тот момент, когда второй самолет протаранил здание Всемирного торгового центра 11 сентября 2001 года. Попытки преодолеть спад спроса на авиаперевозки длились несколько месяцев, а в августе 2002 года компания подала заявление о банкротстве. Активы на тот момент составляли около $9 млрд, обязательства — почти столько же.

- Корпорация Enron. Энергетический гигант несколько лет подделывал бухгалтерскую отчетность. Перестал существовать в конце 2001 года, когда долги компании достигли $66 млрд. На каждый доллар кредиторам удалось получить максимум 20 центов. Слово "еnron" до сих пор используется как нарицательное, как символ умышленного мошенничества.

- Телекоммуникационная компания WorldCom, второй по величине оператор дальней связи в США, обслуживала 50% интернет-трафика в стране. В процессе разбирательств всплыла информация о приукрашивании финансовых данных. "Неточность" составила почти $4 млрд. Активы WorldCom — $107 млрд, долги — $41 млрд. Кредиторы — банки и инвесткомпании.

- General Motors Company, крупнейшая автомобильная компания Америки. Просуществовав 100 лет, к 2009 году была объявлена финансово несостоятельной. Cумма выданных компании кредитов превышала $15 млрд. В обмен на господдержку правительство США получило контрольный пакет акций автогиганта.

- Молочная компания Parmalat была крупнейшей пищевой компанией Италии и одним из символов страны. В декабре 2003 года она со скандалом обанкротилась. Компания подделывала отчетность, завышая доходы, из-за чего ее начали называть "европейским Enron". Долги достигли 6 млрд евро. Летом 2011 года французская компания Lactalis выкупила контрольный пакет Parmalat.

- IG Farben — одна из крупнейших компаний Германии, флагман химической индустрии всего мира. Но помнить о ней будут в первую очередь как о спонсоре национал-социалистов и производителе газа "Циклон Б", который использовался во время Второй мировой войны, в том числе в концлагерях. После Нюрнбергского процесса компания находилась в процессе ликвидации, но ее акции продолжали котироваться на Франкфуртской фондовой бирже. Параллельно решались вопросы выплат компенсации семьям погибших. В 2003 году компания объявила о банкротстве.

Валерия Липка, Фокус