Один из крупнейших частных нефтепереработчиков России, Башнефть, предсказывает неизбежную кончину многих НПЗ в стране в ближайшие годы по сценарию, схожему с Европой, где около двух десятков заводов закрылись в последние годы, не вынеся конкуренции с новыми мощностями в Азии и на Ближнем Востоке.
"Скоро на российском рынке будет избыток бензина, производить темные продукты будет крайне невыгодно, и те компании, которые не смогут довести заводы до нормального состояния, начнут терять долю рынка, будут терпеть убытки и, вероятно, будут вынуждены закрываться", - сказал в интервью Reuters президент Башнефти Александр Корсик.
Россия, перерабатывая в год свыше 260 миллионов тонн нефти, производит около 73 миллионов тонн мазута, экспорт которого станет убыточным после запланированного властями на 2015 год увеличения пошлины на темные нефтепродукты до 100 с 66 процентов от ставки на нефть.
Россия довольно долго жила с низкой пошлиной на экспорт нефтепродуктов, особенно темных, и в результате во многих регионах как грибы стали вырастать работающие по упрощенной схеме и ориентированные на экспорт мини-НПЗ, частно называемые "самоварами".
"Переработка в России избыточная и должна сократиться. В России должно производиться определенное количество бензина для внутренного потребления, авиатопливо, масла, битум. Дизель пойдет на экспорт. Все остальное - не нужно. Все остальное возникло из-за налоговой системы, когда выгодно производить плохие нефтепродукты", - считает Корсик.
В последние годы правительство последовательно повышало пошлину на темные нефтепродукты, доведя ее с октября 2011 года до 66 процентов в рамках новой системы налогообложения нефтяной отрасли "60-66".
Власти декларируют повышение ставок для темных нефтепродуктов как меру, стимулирующую модернизацию российских НПЗ и увеличение глубины переработки, однако применявшаяся в прошлом высокая пошлина на мазут, делавшая невыгодным его экспорт, приводила лишь к снижению загрузки заводов страны сырьем и падению общего производства нефтепродуктов.
Наиболее уязвимыми, по словам Корсика, скорее всего, окажутся независимые заводы, которые не имеют долгосрочного и гарантированного доступа к нефти, в том числе малые и средние заводы, построенные в России в последние 10 лет.
В отличие от большинства российских нефтяных "монстров" Башнефть добывает меньше нефти, чем способна переработать: 15,4 миллиона тонн нефти в 2012 году при переработке около 21 миллиона. Компания, которая работает на одних из самых старых и истощенных месторождениях в России, смогла нарастить добычу более чем на 30 процентов за последние пять лет и рассчитывает увеличивать ее за счет новых проектов в Арктике, где сможет добывать до 5 миллионов к 2020 году.
"Мы понимаем, где мы будем брать нефть. Роснефть, Лукойл , Сургут, Газпромнефть – будут, естественно, на свои заводы нефть поставлять. Если кому-то нефти не хватит - значит, не судьба. Наверное, это были не очень правильные инвестиционные решения - строить маленькие заводы, не имея постоянного источника снабжения нефтью", - сказал Корсик.
"Это не значит, что маржа сократится у всех. Мы рассчитываем на хорошую маржу у себя на заводах в Уфе", - добавил он.
Корсик - один из самых успешных менеджеров в российской нефтяной индустрии, который возглавлял блок добычи Сибнефти во время стремительного роста производства и до продажи компании Газпрому. Он также возглавлял компании Итера и Русснефть, до того как стал президентом Башнефти в 2011. Корсик входит в двадцатку самых высокооплачиваемых менеджеров РФ с годовой компенсацией в $5 миллионов, согласно данным Forbes.
Башнефть, которая уже имеет один из самых высоких показателей по глубине переработки в России на уровне 85%, планирует увеличить его до 94,4% до 2018 года.
На минувшей неделе Корреспондент.biz писал, что в Украине почти в два раза упало производство бензина - в январе-сентябре 2013 года Украина сократила производство бензина на 43,5%.
По материалам Reuters