Разделы
Материалы

Вместе дешевле: собравшись вдесятером и купив товары по оптовой цене, можно неплохо сэкономить

Кризис приучает украинцев к популярной за рубежом практике коллективных покупок

Около года назад киевский менеджер по продажам Юлия Король случайно увидела оптовый прайс-лист на детские товары. И очень удивилась – многие вещи были в полтора-два раза дешевле, чем в розничной торговле. Задавшись популярным вопросом "Зачем платить больше?", Юлия собрала подруг, которые тоже интересовались детскими вещами, и купила минимальную оптовую партию.

Преимущества такого рода шопинга очевидны. Разница по сравнению с ценами в детских супермаркетах или интернет-магазинах достигает в среднем 30%, уверяет главный бухгалтер Ольга Екасева. "Допустим, детский регланчик я сейчас покупаю за 28 грн. А в магазине он мне обойдется в 50 грн. с копейками, – рассказывает она. – Это не страшно, но если я таких регланов покупаю около 10 штук, да еще и троим детям, то получается неплохая экономия". Ей вторит и Иванна Березко, научный сотрудник Института психологии. Она выбирала дорогую игрушку своему двухлетнему сыну и благодаря сообществу сумела сэкономить около 40%.

Экономить можно даже на продуктах и товарах широкого потребления. Например, в семье Шаповаловых из Луганска уже давно не любят делать покупки в одиночку. Время от времени они вместе со своими друзьями отправляются в супермаркет, где закупают товар оптом на месяц вперед, а потом просто делят покупки на две-три семьи. "Так можно сэкономить как минимум 10%", – говорит Алевтина Шаповалова.

Два в одно
Такая схема – не украинское изобретение. Совместные или, как их еще называют, коллективные покупки популярны во многих странах. По сути, речь идет о приобретении товара по оптовой цене. Но покупателем в данном случае выступает не фирма или предприятие, а отдельные люди, каждому из которых нужны лишь одна-две единицы товара.

Вообще-то, ни в чем себе не отказывать в условиях ограниченных средств украинцы умели еще в советские времена. В 80-е годы люди приобретали один видеомагнитофон на две семьи и пользовались им по очереди, покупали драгоценные украшения в рассрочку или организовывали с сотрудниками совместные "рабочие кассы".

Теперь, в условиях кризиса, былые навыки придется вспомнить. Причем дело может не ограничиваться коллективными покупками, а перерасти даже в коллективное пользование. Так поступает киевский инженер Максим Рождественский, который вместе с товарищем снимает загородный дом. "Так и веселее, и дешевле", – говорит он. Всю бытовую технику – холодильник, телевизор, стиральную машину – тоже решили покупать на двоих. "Если вдруг кто-то женится, то поделимся поровну, как и покупали", – смеется Максим.

А два студента Олег Можаровский и Евгений Иванов совместно приобрели около года назад Honda Civic середины 80-х годов. "Очень уж хотелось свой автомобиль. Да и довести машину до ума тоже было интересно", – вспоминает Олег. Чинить, вкладывать деньги и ездить на автомобиле новые владельцы договорились по очереди. Когда у Олега родилась дочь, он продал свою часть: острой необходимости в автомобиле не было, а вот в деньгах – появилась.

Клуб по интересам
Через некоторое время дело Юлии Король расширилось настолько, что ей пришлось приглашать других организаторов и даже открывать своего рода "региональные филиалы". Заказ оформляется общий по всей Украине, а потом просто рассылается по отдельным городам.

Несмотря на то что Юлия получает 10–15% от одной закупки, бизнесом свое занятие она не считает. И уж тем более уверена, что не составляет конкуренцию магазинам. "Это скорее клуб по интересам", – говорит она и объясняет, что организатором может стать любой, у кого есть время заниматься оргработой. Да и процент, получаемый организатором, – это мизер, ведь потрудиться приходится немало.

Для начала нужно набрать определенное количество желающих (обычно это делается через интернет). После формирования так называемого "пула покупателей" можно делать заказ. Минимальное число участников ограничивается лишь стоимостью оптовой партии.

Иногда приходится делать предоплату, в основном если товар заказывают за границей или на зарубежных сайтах. Отечественные компании предоплаты обычно не требуют. После того как товар прибывает на место, к организатору съезжаются заказчики, отдают ему деньги и забирают товар.

Групповой фитнес
То, что в Украине лишь зарождается, в других странах уже давно пользуется немалой популярностью. Совместные покупки относят даже к отдельному виду аукционов. Смысл простой: чем больше товара продано, тем дешевле обойдется каждый отдельный экземпляр.

Совместным покупкам посвящены не только отдельные ветки в форумах, но и целые сайты, форумы и ЖЖ-страницы. Да и ассортимент не ограничивается только детской продукцией. "Нужны товары для дома? – предлагают на российском форуме. – Выкупаю за свои, оргсбор +15% к цене прайса" То, что коммерческого интереса нет никакого, организатор объясняет сразу же. "Затеяла это все потому, что мне нужны сушилки для белья. В магазине они от 800 руб. А со склада – около 300. Разница существенная", – объясняет автор.

Мечтаете об испанской обуви ручной работы? Выкуп осуществляется каждую неделю, надо только заказать. Тут же – ссылка на модели и размеры. На LiveJournal можно легко отыскать страницу, посвященную даже продаже ароматического мыла. От заказов нет отбоя. "Сейчас одеть-обуть даже годовалого ребенка очень накладно, а что говорить о школьнике", – жалуются на другой ЖЖ-странице и делятся опытом организации СП. Экономия – в 3–4 раза. Так покупают шины и коньяк, косметику и эксклюзивную одежду.

Экономить пытаются не только на товарах, но и на услугах. "Совместная покупка карт в фитнес-клуб" – так называется ветка одного российского форума. Тут ищут компаньонов для покупки корпоративных клубных карт. Цены на одиночные абонементы кусаются – от 50 тыс. рублей (10 тыс. грн). Но если прийти вдесятером, то платить придется всего 38 тыс. Для сравнения: одиночный абонемент в один из самых популярных фитнес-клубов Киева "Аквариум" стоит 16 тыс. грн., а корпоративная клубная карта обойдется каждому участнику почти на 3 тыс. дешевле.

Будущий опт
Совместные покупки в Украине пока популярны в основном среди молодых мам. Хотя первые шаги в развитии уже сделаны. "А во время сейлов модных домов одна наша девочка ездила в Лондон и привозила мужские регланы и свитера", – вспоминает Юлия Король. Сейчас в планы Юлии входит закупка эксклюзивных женских сумочек ручной работы.

"Совместные покупки – вещь нужная", – утверждает Ольга Екасева и надеется, что вскоре появятся специализированные сайты, на которых будет представлена не только детская продукция. То, что товары придется покупать без примерки и даже не пощупав, ее совсем не смущает. "Я уже года два заказываю товары по каталогам. И неплохо ориентируюсь в покупках через интернет", – говорит Ольга. И хотя наступления кризиса она на себе еще не ощутила, все же соглашается с тем, что совместные покупки помогут в трудные дни.