Непрозрачность правительственных переговоров о цене за газ дает основания России для политического шантажа. Об этом сегодня заявил первый заместитель главы Секретариата Президента Украины Александр Шлапак.
По его словам, заявление Президента России Дмитрия Медведева о долге Украины перед "Газпромом" в объеме 2,4 млрд. долларов прозвучало именно тогда, когда "Нафтогаз Украины" и "Газпром" уже были готовы к подписанию окончательного варианта договора о сотрудничестве в газовой сфере.
При этом Шлапак признал, что долг "Нафтогаза" перед "РосУкрЭнерго" существует, подтвержден соответствующими актами и составляет 1,26 млрд. гривень. "Других подтвержденных финансовыми документами долгов украинской компании НАК "Нафтогаз Украины" перед швейцарской компанией "РосУкрЭнерго" на это время не существует", - отметил он.
В то же время Шлапак особо подчеркнул, что "Нафтогаз" не имеет прямых взаимоотношений с "Газпромом", поэтому вопросы о задолженности НАК перед российской компанией безосновательны. "Разговоры о передаче каких-то материалов в суды - всего лишь политический фарс", - считает он.
Шлапак убежден, что если "РосУкрЭнерго" имеет задолженность перед "Газпромом", этот вопрос должен решаться напрямую между субъектами взаимоотношений. Именно непрозрачность отношений между "Газпромом" и "РосУкрЭнерго", по мнению Шлапака, и "приводит к подобным заявлениям".
"Глава государства поддерживает переход на такие прямые отношения между Украиной и Россией в газовой сфере, но при этом он настаивает на том, чтобы стороны имели взаимные обязательства: Украина по надежному обеспечению транзита и хранению российского природного газа, а Россия - по балансированию объемов природного газа, который должен поступить к нам для обеспечения потребностей украинской экономики", - заявил первый заместитель главы Секретариата.
Виктор Ющенко подтверждает необходимость постепенного перехода к европейским ценам на природный газ и тарифам на транзит и хранение газа. Однако Шлапак отметил, что газ должен покупаться Украиной по значительно более низкой цене, чем та, о которой было заявлено руководством России из-за падения цен на нефть.
"Именно поэтому считаем необходимым предусмотреть в контракте на поставки газа возможность корректирования на протяжении года цены на природный газ в соответствии с мировыми колебаниями", - сказал он.