После двухмесячного падения национальная валюта укрепилась до 11,7 UAH/USD. Если Украина получит кредит от МВФ, а выборы президента пройдут без эксцессов, примерно таким же курс останется до осени
Пятничное утро 18 апреля, столичный Подол. Несмотря на будний день, у многочисленных обменников очереди из четырех-пяти человек. В отличие от последних двух-трех месяцев, покупателей долларов среди них нет: народ сдает валюту. Курс — от 10,5 до 10,8 UAH/USD. Самая большая очередь в ОТП Банке: тут покупают доллары по 11 грн. В расположенном неподалеку отделении "Финансы и Кредит" пусто: курс покупки тут всего 10,2. Зато здесь можно обменять несколько тысяч долларов — в остальных банках покупают по сотне-две.
Курс НБУ — 11,23 UAH/USD, но банки скупают валюту дешевле. Кассиры объясняют это нехваткой наличной гривны и большим наплывом желающих продать валюту.
Еще 11 апреля доллар стоил 13,3 грн, валюта была в дефиците. В целом с начала года американские дензнаки подорожали на украинском рынке на треть, и это не считая апрельского всплеска курса доллара.
Аналитики называют несколько причин мартовско-апрельского обвала курса: экономический кризис, бездеятельность НБУ, страх украинцев перед военной агрессией со стороны России. Руководитель аналитического отдела группы "Инвестиционный капитал Украина" Александр Вальчишен вообще уверен, что последний фактор стал первопричиной девальвации. Только вот угроза все еще остается, а доллар уверенно дешевеет.
Вина регулятора
В самом деле, влияние действий России на курс гривны на графике котировок практически не просматривается. К примеру, блокирование крымских военных частей россиянами началось 1 марта, а гривна в это время стремительно дешевела. Буквально за неделю, с 27 февраля по 5 марта, стоимость нацвалюты откатилась с 11,5 до 9,2 UAH/USD. Скорее тогда на курсе сказалось назначение нового правительства и главы Нацбанка Степана Кубива: население и банкиры ожидали, что новый руководитель ведомства наведет порядок на валютном рынке. Но этого не произошло, с 7 марта гривна дешевела и к 11 апреля достигла исторического максимума — 13,3 UAH/USD.
Участники рынка винят в девальвации Нацбанк. Задекларировав гибкий валютный курс, НБУ не вмешивался в ситуацию на межбанке на протяжении месяца — не выходил с интервенциями, не вводил административных мер. Казначей банка, входящего в пятерку крупнейших, рассказал Фокусу, что из-за бездействия Нацбанка участники рынка занервничали и взвинтили курс. "В НБУ слишком буквально поняли рекомендации МВФ ввести свободный валютный курс, — объясняет он. — Но свободное курсообразование не означает полного самоустранения регулятора с валютного рынка. Он должен был предотвратить столь сильное падение гривны".
Нацбанк можно понять: для того чтобы предотвратить падение, нужно продавать валюту, а выходить на рынок НБУ было практически не с чем. К концу марта международные резервы регулятора упали до $15 млрд. Это на грани приемлемого уровня, достаточного для покрытия трех месяцев импорта. В итоге за весь март НБУ потратил из резервов всего $453 млн — исключительно на погашение внешних долгов. И пока доллар стремительно дорожал, регулятор ни разу не вышел на межбанковский рынок с продажей инвалюты.
Притока капитала из-за рубежа в Украину не было ни в январе, ни в феврале (данные за март еще не опубликованы). Зато отток инвестиций из страны, а также чистые выплаты по кредитам за первые два месяца этого года в сумме составили $3,7 млрд. Стоимость импорта снова превысила экспорт примерно на миллиард долларов.
Ситуацию усугубил тот факт, что на фоне дефицита валюты НБУ раздавал банкам огромные суммы кредитов рефинансирования в гривне якобы на поддержку финструктур, пострадавших из-за оттока депозитов. Только в марте банки получили 32 млрд грн рефинанса, а с начала года — 63 млрд грн. Подобную щедрость НБУ проявлял, пожалуй, только в период кризиса 2009 года.
Впрочем, генеральный директор ИК Dragon Capital Томаш Фиала уверяет, что рефинансирование не раздавалось направо и налево. "Предоставляя кредиты банкам, НБУ не допустил банкротства прибыльных финструктур с достаточным уровнем капитала, которые испытали серьезный отток депозитов в последние месяцы", — объясняет он. Фиала не отрицает, что часть рефинансирования все же могла попасть на валютный рынок.
Переломный момент на валютном рынке наступил, когда казалось, что рост курса доллара не остановится никогда. 14 апреля Нацбанк повысил учетную ставку с 6,5% до 9,5%, а ставку рефинансирования овернайт (то есть на сутки) с 7,5% до 14,5% — кредиты НБУ для коммерческих банков существенно подорожали. Но и это не все: на следующий день НБУ отключил от операций на межбанке 14 банков, обвинив их в дестабилизации курса нацвалюты (правда, так и не сообщив, кто попал в число провинившихся).
Шоковая терапия практически мгновенно охладила валютный рынок: к 17 апреля гривна откатилась до уровня 11,5 за доллар. Но вопрос, почему Нацбанк целый месяц бездействовал, остается открытым.
Не время продавать
Эксперт Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь полагает, что административные меры НБУ эффективны только в краткосрочном периоде, и как только пройдет "первый испуг" банкиров, девальвация возобновится. Правда, на этот раз она будет не столь значительной. По мнению эксперта, доллар подорожает максимум до 11 грн.
О том, что в ближайшее время серьезной девальвации не предвидится, свидетельствует и такой факт: банки крайне неохотно покупают у населения доллары даже по 10,5–11 UAH/USD. "Скоро можно будет купить еще дешевле, — объясняет казначей банка из первой пятерки. — Поэтому придерживают гривну до лучших времен". Это мнение разделяет большинство банкиров. "НБУ дал четкий сигнал рынку о том, что гривна стабилизируется и даже начнет укрепляться, причем уже в ближайший месяц", — подтверждает начальник управления макроэкономических исследований UniCredit Bank Тантели Ратувухери.
К слову, на какой срок НБУ отключил неназываемые 14 банков-спекулянтов от межбанка, неизвестно. "Законодательно и нормативно эта мера практически никак не регламентируется", — объясняет эксперт Института экономических исследований и политических консультаций Виталий Кравчук.
Как и Жолудь, Кравчук полагает, что в ближайшие два-три месяца курс гривны не превысит 11–11,5 UAH/USD и резких перепадов в этот период не будет. "Возможны колебания в пределах 50 копеек, но это нормально при гибком курсе", — говорит директор центра казначейства и институционального бизнеса UniCredit Bank Сергей Маноха.
Он, кстати, не советует населению спекулировать на долларе в ближайшее время: разница в покупке и продаже американской валюты в банках и обменных пунктах сейчас составляет 0,5–1,5 грн. То есть 21–22 апреля при курсе покупки 10,5–11 доллары продавались по 11,5-12 грн. Как скоро доллар может вернуться к значениям 12,5–13 UAH/USD (что позволит спекулянтам заработать), не берется предсказать ни один банкир.
Маноха, Ратувухери и другие банкиры с нетерпением ждут новостей о первом транше кредита от МВФ — он решит судьбу гривны на ближайшие месяцы. По словам министра экономики Павла Шереметы, решение будет принято фондом 24–25 апреля. Это должно стать толчком к возврату иностранных инвестиций в Украину — конечно, при условии сохранения целостности страны. Кроме того, в мае Украина может получить еще $750 млн от Всемирного банка. Тем не менее окончательно стабилизировать гривну международная финансовая помощь не сможет. Период непредсказуемости на валютном рынке продлится до середины июля — пока не пройдут пиковые платежи по внешнему долгу (в мае и июле) и не будет избран новый президент.
Одиннадцать
Консенсус-прогноз курса доллара на 2014 год от экономистов, банкиров и топ-менеджеров крупных компаний
1 июня 2014 г. 11,07 UAH/USD
1 сентября 2014 г. 11,12 UAH/USD
Источник: опрос Фокуса.
В опросе участвовали: Владислав Анисимов, начальник управления казначейства ОТП Банка; Александр Вальчишен, глава аналитического отдела компании "Инвестиционный капитал Украина"; Александр Жолудь, старший аналитик Международного центра перспективных исследований; Виталий Кравчук, эксперт Института экономических исследований и политических консультаций; Александр Паращий, руководитель аналитического отдела Concorde Capital; Андрей Пивоварский, генеральный директор группы "Континиум"; Тантели Ратувухери, начальник управления макроэкономических исследований UniCredit Bank; Дмитрий Сологуб, начальник отдела анализа и исследований Райффайзен Банка Аваль; Иван Телющенко, генеральный директор компании "Керамейя"; Анатолий Юркевич, председатель совета директоров "Милкиленд-Украина".
Юлия Даниленко, Фокус