Разделы
Материалы

Фантомные боли. Как работает свободная экономическая зона в Крыму

Фото: Дмитрий Синяк, Фокус

Продолжая считать полуостров своей территорией, Украина приравнивает поставки в Крым к экспорту и фактически помогает крымским производителям избежать санкций Запада

Феодосиец Юрий Кужель работает в мелкооптовой торговле с середины 90-х. Он привозит из Симферополя продукты, которые перепродает местным мелким магазинам. Говорит, что впервые столкнулся с таким стремительным ростом цен. Даже во время кризиса 2008 года все проходило мягче.

В начале октября продукты в очередной раз подорожали. Пришлось переписывать ценники на украинской курятине, импортных фруктах и овощах. "Все из-за закрытия границы, — уверен Кужель. — Водителям фур говорят, что нет необходимых документов. Я слышал, что получение документов занимает от трех дней до двух недель — это зависит от вида продукции".

Сказывается и девальвация рубля. При торговле импортными товарами оптовики, с которыми работает Юрий Кужель, рассчитывают цены исходя уже из курса 41 рубль за доллар. Предприниматель предполагает, что цены будут расти и дальше, ведь пока нет перспектив наладить доставку необходимых товаров из России, всегда будет дефицит. К тому же на стоимости российских продуктов неминуемо скажется дорогая морская переправа.

— Клиентов меньше не стало? — интересуемся у предпринимателя.

— Не стало, просто берут меньше.

— Что говорят при этом?

— Без мата — ничего, — смеется Юрий.

Он отмечает, что подавляющее большинство его клиентов хочет, чтобы Крым был украинским. Причем эта позиция вовсе необязательно связана с патриотизмом, просто крымские предприниматели считают, что в Украине значительно легче вести бизнес.

Крым как зарубежье

В украинских компаниях, бизнес которых завязан на Крыме, признаются, что проще вообще его свернуть, — настолько сложно стало работать с крымскими контрагентами после оккупации. Киев декларирует, что пытается решить проблему, но получается не очень. Пока законопроект об особом статусе Донбасса ожидает подписания у президента, оккупированный Крым уже объявили свободной экономической зоной (СЭЗ). Такой статус полуострову дали на 10 лет с возможностью сокращения или продления. Подобное решение крымского вопроса предлагает Закон "О создании свободной экономической зоны "Крым" и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины" (№1636-VII), вступивший в силу 27 сентября. Поэтому теперь аннексированная территория с точки зрения украинского права становится СЭЗ, а линия обороны оккупантов называется границей СЭЗ и т. п.

Как и законопроект об отдельных районах Донбасса, крымская инициатива получила в обществе неоднозначные оценки. Директор Крымского экспертного центра Алексей Стародубов считает законопроект оторванным от сегодняшних реалий. По мнению собеседника Фокуса, документ явно предназначался для мирного Крыма, а многие его положения являются "записками из старых тетрадок". То есть начинание скорее походит на попытку управления фантомной конечностью после ампутации.

Российская оккупация разрушила экономические связи между Крымом и другими регионами Украины. По словам Стародубова, товарооборот между полуостровом и материком фактически свелся к нулю из-за ограничительных мер РФ и невнятной позиции Украины. По мнению собеседника Фокуса, вступление в силу закона о СЭЗ вряд ли поможет восстановить прежние объемы поставок.

Трудности переезда и переводов

Оставив "окно в Европу" для крымских бизнесменов, с жителями Крыма, поспешившими получить российский паспорт, наши законодатели поступили куда более жестко. "По закону единственным документом, который дает право резидентам на пересечение границы между Украиной и СЭЗ "Крым", является паспорт гражданина Украины или загранпаспорт. Следовательно, документы, выданные в Крыму органами страны-оккупанта, являются недействительными, а получившие их физлица не имеют права въезда на территорию Украины", — объясняет начальник отдела стратегического развития IBI-Rating Игорь Андрусик.

Впрочем, подобный порядок на границе с оккупированной территорией существует уже не первый день. Еще летом на пункте пропуска "Чонгар" не пропускали лиц с выданными в Крыму паспортами РФ и считали недействительными доверенности крымских нотариусов. Как выяснил Фокус, с лета 2014-го через границу между Украиной и Приднестровьем также перестали пропускать жителей непризнанной республики с выданными там российскими паспортами.

В законе о крымской СЭЗ также предпринята попытка урегулировать ситуацию с денежными переводами между полуостровом и материковой Украиной. "По закону безналичные переводы между Украиной и СЭЗ должны проводиться в гривне или в свободно конвертируемой валюте (то есть не в рублях. — Фокус). Нюансы таких переводов должен регулировать НБУ. Так как нормативная база регулятором пока не разработана, механизм не действует, несмотря на предусмотренную законом норму", — объясняет Игорь Андрусик.

Уже после вступления закона о СЭЗ в силу корреспондент Фокуса попытался отправить в Крым небольшую сумму, обратившись в несколько украинских финучреждений. После продолжительных выяснений нюансов и звонков руководству в банках разводили руками: "В Крым пока нельзя". То есть вопрос остается неурегулированным. Напомним: украинские банки в Крыму не работают с 30 июня. Пришедшие на их место мелкие российские финструктуры отличаются низкими стандартами обслуживания и узким спектром услуг.

Оживленные транспортные артерии, соединяющие Крым с материком, теперь перерезают выставленные с обеих сторон пограничные посты. По словам управляющего партнера симферопольской "Адвокатской коллегии "STATUS" Артема Пепы, из-за их появления больше всего пострадали перевозчики, поставляющие из Украины в Крым скоропортящиеся продукты. Ведь в очередях на границе теперь приходится простаивать сутками. Как следствие — украинское продовольствие исчезает из ассортимента крымских магазинов, прилавки пустеют.

Проблемы на границе усугубила правовая коллизия. "С точки зрения украинского законодательства, легальный товарооборот между Крымом и материком не прекращался, поскольку Украина считает Крым своей территорией. А согласно российскому праву, товары, привезенные из Украины, требуют таможенного оформления", — объясняет Артем Пепа.

С 27 сентября, после вступления в силу закона о СЭЗ, Украина вводит таможенное декларирование грузов со своей стороны. По словам руководителя налогово-юридического департамента компании "Делойт" Виктории Чорновол, с этого момента поставка украинских товаров на оккупированную территорию приравнивается к экспорту, а к предпринимателям начинают применяться действующие в Украине требования к экспортерам.

Им, в частности, придется оплачивать вывозную пошлину на некоторые товары, продавать в обязательном порядке валютную выручку и т. п. Оформление поставок берутся проводить подразделения Херсонской и Запорожской таможен в пунктах пропуска на административной границе между Крымом и материковой Украиной.

Введя подобный режим, Украина фактически приняла правила игры оккупанта. "Российская сторона неоднократно предупреждала, что пересечение украинскими товарами границы Крыма предполагает таможенный режим "импорт". Вступивший в силу закон приравнивает к внешнеэкономическим контракты между компаниями, зарегистрированными в Крыму и на материковой Украине. То есть устанавливает режим "экспорт", — анализирует Алексей Стародубов.

По его мнению, такие правила таможенного контроля со стороны Украины определяют Крым как территорию другого государства со всеми вытекающими последствиями.

С одной стороны, урегулирование таможенных процедур играет на руку предпринимателям, которые получили хоть какие-то "правила игры". Но такой поворот может быть не выгоден Украине политически. Ведь требуя введения санкций к агрессору от всего мира, было бы логично и со своей стороны ограничить отношения с оккупантом.

"В аналогичной ситуации Грузия попросту запретила товарооборот с оккупированными территориями (Абхазией и Южной Осетией. — Фокус). А мы пытаемся воевать и торговать одновременно", — недоумевает первый заместитель председателя Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики, народный депутат Оксана Продан.

Потерянный рынок

Многие крупные украинские компании вообще прекратили поставки на полуостров. "С июля наша компания не поставляет свою продукцию в Крым, поэтому вступление в действие закона о СЭЗ никак не отразилось на нашей деятельности", — сообщили Фокусу в British American Tobacco Украина.

У других ведущих компаний потребительского сектора, опрошенных Фокусом, ситуация с крымским направлением ничуть не лучше. Введение прозрачных правил игры на административной границе с Крымом им вряд ли поможет. Ведь проблемы с поставками на полуостров связаны с торговой войной, которую Россия ведет против украинских производителей. В частности, в SUN InBev сообщили о запрете поставок товаров на территорию РФ с августа 2014-го. Роспотребнадзор обвинил компанию в нарушениях, касающихся маркировки продукции. В компании "АВК" также рассказали о приостановке отгрузки товара на полуостров в связи с запретом на ввоз украинской кондитерки на территорию РФ.

Ранее под аналогичным запретом оказались сладости президентской корпорации Roshen. Однако теоретически кондитерские изделия этого бренда могут появиться в Крыму после возобновления 7 октября работы Липецкой фабрики Roshen. Для транснациональных корпораций выходом из ситуации может стать замена поставок в Крым продукции с материковой Украины на произведенную в РФ.

Крымские компании, напротив, ждали от законопроекта о СЭЗ многого. В частности, гендиректор Inkerman International Роман Радько в комментарии Фокусу в июле выразил надежду, что Украина признает Крым СЭЗ и это позволит таким, как его, предприятиям продолжить полноценную работу на полуострове, в частности поставляя продукцию на материк. Многие компании с крымской пропиской еще в июне-июле остановили отгрузку на территорию континентальной Украины: у кого-то закончились акцизные марки, кто-то не смог получить налоговый кредит из-за проблем с учетом НДС по поставкам из Крыма.

В обход санкций

Поставка товаров с полуострова на материковую Украину теперь приравнивается к импорту и требует соблюдения всех соответствующих таможенных процедур. Вместе с тем закон позволяет такому "импорту" обрести статус украинских товаров. С этой целью, по информации старшего юриста ЮФ "Гвоздий и Оберкович" Ирины Кальницкой, производители смогут получать сертификаты происхождения на украинских бланках по той же процедуре, которая действовала ранее. Выдавать сертификаты будут торгово-промышленные палаты на материковой Украине.

"Сертификат об украинском происхождении не освобождает крымские товары от ввозной пошлины. Для Украины такой товар останется импортным, и пошлины за него придется платить", — объясняет Кальницкая. Однако эта "бумага" поможет крымским предпринимателям получить доступ на западные рынки, несмотря на действующие санкции.

"В ЕС закрыли рынки для крымских товаров, которые не имеют сертификата об украинском происхождении. Подразумевается, что такое ограничение будет действовать до восстановления Украиной контроля над Крымом. А Киев тем временем вводит механизм, позволяющий продавать крымские товары как продукцию украинского происхождения", — уточняет Оксана Продан. Она считает это своего рода пособничеством стране-оккупанту. Украина таким образом только отдаляет возврат Крыма под свой контроль.

Введение подобного механизма защищает интересы работающего в Крыму крупного бизнеса, который, возможно, и поспособствовал принятию документа. На территории Крыма расположены активы украинского бизнесмена Дмитрия Фирташа (Крымский титан, Крымский содовый завод и др.), а также депутата-регионала Вадима Новинского (Балаклавское рудоуправление, Евпаторийский завод стройматериалов и др.).

Оксана Продан отмечает, что законопроект о СЭЗ поддержали практически все депутаты, некогда входившие в Партию регионов. Чтобы проголосовать за этот документ, они 12 августа 2014-го почти в полном составе засиделись в Раде до самого вечера, хотя обычно расходились после обеда. Тем не менее с первого раза вышла осечка — депутаты попались на "кнопкодавстве", парламент отменил свое решение и отправил документ на повторное, второе чтение. Но вопреки ожиданиям, создание СЭЗ "Крым" не стали откладывать в долгий ящик. Заинтересованным сторонам удалось мобилизовать усилия. Законопроект повторно внесли на рассмотрение и проголосовали 14 августа.

Прощеные налоги

В законе о СЭЗ "Крым" зафиксировано то, что уже давно произошло де-факто: Киев позволил полуострову не платить налоги в украинский бюджет.

"Украина отказалась от налогового контроля предприятий с крымской регистрацией из-за отсутствия реальных рычагов административного воздействия на них. Ведь бизнес уже прошел перерегистрацию в РФ и де-факто относится к ее юрисдикции", — объясняет Артем Пепа.

Согласно его разъяснениям платить налоги в украинский бюджет будут лишь те крымские предприятия, которые перерегистрировались на материковой части Украины. А такие есть. Кроме того, уточняет Ирина Кальницкая, полученные на материковой Украине доходы зарегистрированных в Крыму предприятий будут облагаться налогом на репатриацию по ставке 15%.

"Украина в одностороннем порядке отказывается предоставлять таким предприятиям льготы в налогообложении отдельных видов операций, которые были предусмотрены Конвенцией об избежании двойного налогообложения между Украиной и РФ. В итоге компаниям — резидентам Крыма станет сложнее получать на материковой Украине такие виды дохода, как проценты, дивиденды, роялти и т. п.", — предупреждает собеседница Фокуса.

А вот для проукраинских крымских предпринимателей хорошей новостью стали положения законопроекта о СЭЗ, касающиеся перевода бизнеса на материк. "Юрлицам при переезде предоставляется ряд привилегий: списывается налоговый долг и сумма рассроченных налоговых обязательств, возникших с момента оккупации. Кроме этого, компании смогут включить затраты на переезд в состав расходов", — объясняет Кальницкая. То есть для крымского бизнеса Украина оставляет двери открытыми и налоговыми льготами стимулирует переезд.

Текст: Мария Бабенко, Алексей Батурин