Еще недавно состояние Рината Ахметова росло как на дрожжах. Теперь, когда на родине богатейшего украинца правят пророссийские боевики, для "хозяина Донбасса" актуален не интенсивный рост, а сохранение бизнеса
В январе 2013 года донецкий бизнесмен Ринат Ахметов занимал 26-е место в рейтинге богатейших людей мира по версии агентства Bloomberg. Тогда аналитики компании оценили его состояние в $22,2 млрд. Осенью 2014-го богатейшего украинца исключили из "золотой сотни". По состоянию на 16 октября в рейтинге миллиардеров Bloomberg "хозяин Донбасса" занял 109-е место, а цена его капитала просела до $10,4 млрд.
"Исходя из масштабов бизнеса (запасов природных ресурсов, мощностей по выплавке стали и выработке электроэнергии и др.), активы господина Ахметова стоят в несколько раз больше 10 миллиардов долларов. Но с учетом оккупации части Донбасса, где сконцентрированы активы бизнесмена, и повреждения инфраструктуры региона оценка агентства Bloomberg выглядит адекватной", — комментирует глава аналитического департамента инвесткомпании Eavex Capital Дмитрий Чурин.
Время собирать убытки
Империя Ахметова переживает самые тяжелые времена с момента своего становления. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на ставку доходности к погашению евробондов группы компаний СКМ, подконтрольной миллиардеру.
Трейдер по еврооблигациям Concorde Capital Александра Кушнир рассказала Фокусу о том, что за последние три месяца (до 16 октября) доходность бумаг ДТЭК с погашением в 2015-м выросла на 47%, до 63%, а по еврооблигациям Метинвест — на 51%, до 65,5%. Доходность евробондов банка ПУМБ с погашением в конце 2014-го взлетела на 228%, до 261%.
Как объяснила Александра Кушнир, такие ставки говорят о том, что инвесторы считают активы чрезвычайно рисковыми и опасаются реструктуризации (продления сроков погашения долга). В СКМ на вопрос Фокуса о вероятности реструктуризации обязательств ответить отказались, сославшись на некорректность подобных прогнозов.
Инвесторы паникуют из-за известий о приостановке работы производственных мощностей компаний Ахметова, которые находятся на территории, подконтрольной пророссийским боевикам. В СКМ объясняют вынужденный простой высоким риском для жизни сотрудников.
"В городах, в которых ведутся боевые действия, предприятия временно приостанавливают работу, а управляющие компании наших бизнесов переводят офисы в другие населенные пункты", — уточняют в пресс-службе СКМ. Пока персонал перебирается в спокойные регионы, атаки боевиков выводят производственные мощности из строя.
Дежурные сообщения пресс-служб подконтрольных СКМ компаний напоминают фронтовые сводки. В них сообщается не столько о результатах бизнеса, сколько об артобстрелах, возгораниях, фактах мародерства и т. п. Перемирие, объявленное 6 сентября, облегчения Ринату Ахметову не принесло.
В частности, в СКМ рассказывают о продолжении артобстрелов одного из крупнейших в Украине угледобывающих предприятий "Комсомолец Донбасса" (г. Кировское Донецкой обл.), которое было остановлено еще 27 июля. Несмотря на полтора месяца интенсивных восстановительных работ, из-за действий боевиков добычу угля на предприятии возобновить так и не удалось. Теперь предприятие, дававшее специфический "тощий" уголь (марки Т), под который спроектированы украинские ТЭС, снова затапливает вода.
Нажмите для увеличения
СКМ также столкнулась с перебоями поставок сырья на работающие предприятия и задержкой своего транспорта с продукцией на блокпостах. Из-за этого обрываются промышленные связи между предприятиями, расположенными в зоне конфликта и вне ее. Еще один удар, по мнению Дмитрия Чурина, группе СКМ наносит переоценка валютных долгов. По оценкам эксперта, в 2014 году потери холдинга ДТЭК составили 10,5 млрд грн. В таких условиях в 2014 году СКМ вряд ли может рассчитывать на прибыль. Уже по итогам первого полугодия в ДТЭК зафиксировали убытки в 7,582 млрд грн.
У Метинвеста ситуация выглядит благополучнее: прибыль металлургического холдинга в первом полугодии составила $653 млн, что на 46% превышает прошлогодние показатели. Впрочем, ключевым фактором для такого результата стала девальвация гривны и последующий положительный для Метинвеста курсовой эффект. Ведь, как правило, экспортеры, которые получают выручку в долларах и евро, а основные расходы несут в гривне, выигрывают от ослабления нацвалюты. Перебои в работе предприятий холдинга, начавшиеся в конце отчетного периода, на показатели Метинвеста особо не повлияли. Однако финансовые итоги второго полугодия уж точно будут подпорчены проблемами на востоке.
Большой передел
Еще один риск для бизнес-империи Ахметова — реприватизация. Потенциально такая угроза может исходить от самопровозглашенных республик на востоке Украины, оккупационных властей Крыма, а также радикально настроенных украинских политиков и олигархов, заинтересованных в перераспределении активов. О том, что незаконно приватизированные при Януковиче предприятия нужно вернуть в собственность государства, уже заявил в одном из интервью владелец группы "Приват", глава Днепропетровской ОГА Игорь Коломойский. Однако пока противостояние олигархов разворачивается преимущественно в принадлежащих им медиа.
Украинские власти Ринату Ахметову пока повторением 2005-го не угрожают (тогда у него и его бизнес-партнера по сделке Виктора Пинчука отобрали незаконно приватизированную Криворожсталь), но при этом выдвигают не менее серьезные финансовые претензии. В частности, Нафтогаз Украины напомнил о задолженности подконтрольного Ахметову Киевэнерго за природный газ, которая по состоянию на начало сентября 2014-го достигла 1,682 млрд грн. После того как в СМИ появилась информация о судебных исках Нафтогаза относительно уплаты данных долгов, Киевэнерго уменьшило задолженность перед государственным монополистом до 960,3 млн грн.
- Читайте также: Back in USSR. Чем грозит России нынешний обвал цен на нефть
Сегодня украинские власти вряд ли пойдут на реприватизацию активов Ахметова. "Для национализации у государства нет ни ресурсов, ни желания, а другие олигархи побоятся вступать в открытую конфронтацию с Ринатом Ахметовым, зная его как жесткого собственника и сильного оппонента", — уверен аналитик отдела рейтингов корпоративной сферы IBI-Rating Максим Измайлов. А вот национализация по ту сторону фронта вполне возможна, если принять во внимание заявления пророссийских боевиков в Донбассе, крымских властей и даже тон публикаций об Ахметове в российских СМИ.
Самопровозглашенные крымские власти уже заявили о национализации имущества губернатора Днепропетровщины Игоря Коломойского. Поэтому активы других бизнесменов также могут стать рычагом для политического давления. Впрочем, в случае с Ахметовым все может быть по-другому. Нейтральная позиция олигарха, которая проявляется в его непубличности в последние пять месяцев, может свидетельствовать о некой игре олигарха под лозунгом "никому не навредить". Цель — договориться со всеми, чтобы максимально сохранить свои активы.
Нажмите для увеличения
Подтверждением этих предположений может быть противоречивая информация о судьбе металлургических мощностей Ахметова на территории "ДНР". Например, пресс-центр так называемого правительства "ДНР" сообщает о договоренностях, якобы достигнутых между самопровозглашенными властями и компанией "Метинвест", о возобновлении работы Енакиевского метзавода (ЕМЗ) и его макеевского филиала. По словам дээнэровцев, на ЕМЗ уже началась задувка двух доменных печей. Однако в Метинвесте Фокусу эту информацию не подтвердили.
Зыбкие перспективы
Пока конфликт на востоке далек от разрешения, экономисты не готовы дать точную оценку потерям бизнес-империи Ахметова. "С начала года стоимость горно-металлургических активов СКМ упала из-за обвала цен и слабого спроса на мировых рынках, а из-за военного конфликта пострадала энергетическая составляющая бизнеса", — говорит Максим Измайлов. По оценкам аналитика, это может привести к падению стоимости активов более чем на 20%.
"В случае длительной оккупации Донбасса неизбежно произойдет разрыв производственных цепочек (основная часть горнорудных активов СКМ находится в Днепропетровской области) и возникнут проблемы с реализацией продукции", — прогнозирует Игорь Лизогуб, директор департамента инвестиционного банкинга инвесткомпании Pro Capital Investment. В этом случае Максим Измайлов не исключает частичную либо полную остановку предприятий с выплатой компенсаций сотрудникам и фиксацию чистого убытка по итогам ближайших нескольких лет.
Однако даже такие мрачные перспективы вряд ли смогут разрушить бизнес-империю олигарха. По мнению Дмитрия Чурина, целостность бизнеса Ахметова в первую очередь будет зависеть от возможностей Украины защитить от сепаратизма Мариуполь, где расположены два крупнейших металлургических завода, подконтрольных Метинвесту (Азовсталь и ММК имени Ильича), а также стратегически важный порт.
Впрочем, было бы удивительно, если бы Ахметов смирился с нынешней ситуацией. Его бизнес особо не пострадал во время премьерства Тимошенко и быстро вышел из пике во время кризиса 2008–2009 годов. Нынешний переезд головных офисов его компаний в Запорожье и другие областные центры говорит о том, что олигарх уже разработал оборонительную тактику. Как бы ни сгущались тучи над бизнес-империей "хозяина Донбасса", собственник СКМ по-прежнему сохраняет свое политическое влияние, оставаясь крупнейшим налогоплательщиком в стране и работодателем для 300 тыс. сотрудников.
- Читайте также: Точка входа. Во что инвестировать во время кризиса
По словам Максима Измайлова, сокращение такого количества персонала вполне может привести к социальному взрыву или переходу многих уволенных работников на сторону сепаратистов. Украинские власти явно учитывают эти риски, строя свои отношения с донецким олигархом.
Эти же 300 тыс. человек также могли помочь решить Ахметову его тактические задачи и во время парламентских выборов 26 октября, оказав поддержку, скажем, Оппозиционному блоку, в избирательные списки которого вошло немало верных ставленников Ахметова, и самовыдвиженцам, прошлое и настоящее которых тесно связано с Ринатом Леонидовичем. По подсчетам Фокуса, при благоприятном исходе олигарх может рассчитывать как минимум на 20–25 верных товарищей в новой Верховной Раде.