Разделы
Материалы

Игорь Билоус: Пришлось соглашаться на компромисc

Олег Сорочан
Игорь Билоус / фото Александра Чекменева

Глава Государственной фискальной службы Игорь Билоус рассказал Фокусу, что будет с новыми налоговыми инициативами Кабмина и какие сюрпризы ждут бизнес в ближайшее время

Сравните это интервью Игоря Билоуса с его предыдущими беседами с Фокусом:

Где вы ищете резерв для наполнения бюджета с учетом войны и критической ситуации в экономике?

— По некоторым секторам уплата налогов выросла. Например, по предприятиям добывающей промышленности (+3,44 млрд грн), финансовой и страховой деятельности (+2,33 млрд грн).Плюс к этому поджали "подакцизников" и госпредприятия.

По последним вообще печальная картина. Руководители госпредприятий все последние годы сами активно занимались оптимизацией, значительная часть средств ушла на сторону. Мы их сейчас прижимаем к стене, так как там невооруженным глазом виден резерв для наполнения бюджета. Но основной потенциал, конечно, заложен в борьбе с теневым сектором.

Однако, например, конвертационные центры продолжают предоставлять бизнесу свои услуги. Каких же конкретных результатов вы уже достигли в борьбе с теневиками?

— В прошлом году мы ликвидировали 48 конвертационных центров с общим оборотом 22,5 млрд грн. По результатам отработки предприятий реального сектора экономики — пользователей услуг конвертационных центров — в бюджет было доначислено 733 млн грн, взыскано уже 466 млн грн.

А где реформы?

Один из основных дополнительных ресурсов наполнения бюджета — вывод из тени зарплатного фонда. Однако так называемую реформу единого социального взноса бизнес называет банальным замыливанием глаз. Предприниматели говорят: выполнив условия, необходимые для перехода на пониженный ЕСВ, налоговая нагрузка, наоборот, усилится. У вас есть запасной вариант, чтобы решить задачу увеличения поступлений в бюджет за счет детенизации?

— По ЕСВ в прессе много критики, и я ее разделяю. Но тот вариант реформы, который мы предлагали изначально, в зале Рады не поддержали бы. Мы ведь хотели сократить ставку ЕСВ до 10%, потом уже в ходе дискуссий с Минсоцполитики вышли на вариант 15% плюс фиксированный платеж.

Игорь Билоус общается с журналистом Фокуса Олегом Сорочаном

Но это генерировало дефицит ПФ в 30 млрд грн. Когда финализировали бюджет, то стало ясно, что компенсаторов нет. Минфин не захотел идти на риски, МВФ вообще настаивал, чтобы мы ничего не делали или в лучшем случае снизили ставку ЕСВ лишь до 25%.

В итоге вышел тот вариант, который вышел. И хотя многие считают, что он дискриминационный, тем не менее, это все же инструмент по выходу из тени. Принятый вариант начисления ЕСВ далеко не идеальный, но мы уже подготовили изменения к этому закону.

Предлагаем существенно подкорректировать критерии применения сниженной ставки, чтобы весь механизм был более реалистичным. В частности, хотим уменьшить сумму среднего платежа ЕСВ на сотрудника с 700 до 450 грн.

И все равно вероятность того, что в этом году работодатели активно начнут выводить зарплату из тени, крайне мала. Еще и потому, что многие в нынешних условиях работают на грани рентабельности. Будете усиливать проверки?

— Безусловно. Посмотрите: у поляков на 38 млн населения — 21 млн работающих. У нас на 43 млн — 13 млн работающих, пропорция ужасна. Только в 2014 году мы выявили более 107 тыс. человек, официально не оформленных на работу. Но у нас миллионы людей оказались в тени.

Я не говорю, что все должны прийти и платить ЕСВ. Пусть регистрируются предпринимателями. Вы же видели, что мы сделали для плательщиков единого налога. Я считаю, что это каникулы. Можно ведь работать, оформившись предпринимателем, и платить очень небольшие налоги. Но даже этого люди не делают.

Власть своими инициативами зачастую способствует теневому сектору. Вот, например, повысили сбор с наличных валютных операций — разве это не ведет к дальнейшей тенизации рынка?

— Поезжайте в любую европейскую страну и поменяйте там валюту — с вас возьмут комиссионные за наличную операцию. В Украине на черном рынке теневая комиссия при покупке валюты намного выше введенного сбора, и люди все равно покупают.

В Украине сейчас действует планка для наличных расчетов в 150 тыс. грн. С точки зрения "обеления" экономики это еще один ваш инструмент. Стоит ли ожидать понижения планки в этом году?

— Мы видим, что после введения лимита в 150 тыс. грн. сразу стало сложнее жить всем конвертаторам и тем, кто работает с наличными. Думаю, что в этом году будет еще один шаг — пока называются разные цифры предельной суммы операций с наличными средствами, но я полагаю, что она составит от 20 тыс. грн до 50 тыс. грн.

В обществе и экспертной среде искреннее удивление вызвали и другие налоговые инициативы: налог на "роскошные авто", импортный сбор, повышение ставки налога на пассивные доходы. Вы все эти меры поддерживаете?

— Ажиотаж вокруг налога на авто с трехлитровым двигателем мне вообще непонятен. Тот, кто ездит на такой машине, — люди, которые могут себе это позволить. Подобные налоги есть во многих странах, и это было требование МВФ.

Другие нормы, которые, возможно, вызывают удивление, нужны были для балансировки бюджета.

Я, например, не являюсь большим сторонником повышения налога на пассивные доходы. У банков наблюдается отток депозитов, и налог не стимулирует обратный процесс. Но решение было принято в контексте общего налогообложения доходов как компромисс, позволивший ограничить шкалу налога на доходы физлиц на уровне 15–20%.

Если говорить о другом компромиссе — налоговом, который был принят в пакете бюджетных инициатив правительства, вы всерьез рассчитываете, что бизнес сам к вам придет платить по старым долгам?

— У нас отведено 160 дней на всю процедуру. Сейчас формируется очередь. Ведем активный диалог с теми, кто у нас давно был в потенциальном списке, особенно с компаниями, которые, как мы видим, сами не придут, их придется приглашать. Тем, кто пытается жонглировать цифрами, помогаем с расчетами.

Уверен, что уже в феврале пойдут первые платежи, а в целом по году рассчитываем на поступления в бюджет в сумме 1–3 млрд грн.

Хотя этому уже пытаются противодействовать. От налогоплательщиков поступает информация, что к ним приходят различные силовые структуры и говорят: вы не поддавайтесь на налоговый компромисс, он вам не поможет, пойдете не по 212-й статье, так по другим. Со своими силовиками я уже по этому поводу поговорил.

НДС-дилемма

Бизнес очень боится введения НДС-счетов из-за того, что это приведет к вымыванию оборотных средств в условиях непростой экономической ситуации. У вас нет планов вновь отсрочить новацию или вообще отказаться от нее?

— Мы уже пошли навстречу налогоплательщикам, когда ввели поэтапный переход к электронному администрированию НДС. До 1 июля система будет работать в тестовом режиме, дальше — на постоянной основе.

НДС — наиболее коррумпированный налог в Украине, и этой системе нужно положить конец. Электронное администрирование — абсолютно нормальная дисциплинарная мера, одобренная МВФ. Я уверен, что НДС-счета будут иметь такой же дисциплинирующий эффект, как Закон "Об очищении власти": сразу ведь все вспомнили и о машинах, и о дачах, и о земельных участках, о пристройках, все бросились искать подтверждающие документы.

Каждый бухгалтер, с которым мы говорили об НДС-счетах, аплодировал. Потому что администрирование этого налога, наконец, станет честным и прозрачным. Все получают обратную отчетность в ежедневном режиме, коррупционные риски внутри ГФС снижаются, а у бизнеса, за исключением импортеров и аграриев, полностью пропадает возможность "рисовать" входящий НДС. Но мы и в этих отраслях наведем порядок.

Почему тогда так много противников этой меры, почему говорят, что вы это сами придумали и что так она нигде не работает?

— Да, действительно, мы придумали. Возможно, это работает иначе в других странах. Но и другой такой страны, как Украина, больше нет: у нас каждый второй бизнесмен гордится уклонением от уплаты НДС, хотя его платят в большинстве стран, и ставки там, как правило, намного выше.

А в перспективе, я считаю, мы сможем снизить и этот, и другие налоги. Когда все начнут платить НДС, а не рисовать накладные в гаражах, то можно будет говорить как о сокращении ставок, так и об отмене части налогов.

Не проще все же вернуться к идее налога с оборота? С точки зрения администрирования самый простой налог, уклониться от уплаты практически невозможно.

— Украина идет в ЕС, где во всех странах платят НДС. Так что, согласно директиве Евросоюза, мы не можем отказаться от налога на добавленную стоимость. На этом в дискуссии о возможности применения в Украине чисто американской модели налогообложения оборота можно поставить точку.

Фото Александра Чекменева

Полную версию интервью читайте в печатном номере журнала Фокус