Разделы
Материалы

Украинские власти резко усиливают налоговое давление

Украинские власти, в отличие от европейских или американских, в поисках доходов для госбюджета резко усиливают налоговое давление. При этом не забывая снижать выплаты бюджетникам

С нового года Виктор Кремизович, известный в автомобильных кругах под ником Подводник, почувствовал себя обладателем 4,5 КамАЗов или 66 "Ланосов". Все дело в том, что резко увеличился транспортный сбор на крупнолитражные автомобили.

– Если до изменений тарифов я платил за свой Nissan Patrol 1993 года выпуска 2500 гривен, то теперь вынужден каждые два года выкладывать более 10 тысяч, – объясняет Виктор.

Денег не будет
Повышение транспортного сбора – лишь один из многочисленных способов наполнения государственного бюджета. А точнее, одна из "затычек" его многочисленных брешей в условиях кризиса.

Ведь большинство планов поступлений, заложенных в главную смету страны, выполнить попросту нереально. Например, привлечь займы на 88,9 млрд. грн.

– Такая ситуация означает одно: денег не будет, – объясняет исполнительный директор Case Ukraine Дмитрий Боярчук.

Остается одно – увеличивать налоговое давление на бизнес. Например, неприятным сюрпризом для малых предпринимателей стал законопроект о местных налогах и сборах, поданный в начале года на рассмотрение Верховной Рады.

Председатель горкома профсоюзов предпринимателей Харькова Сергей Фатеев иначе как драконовским законопроект не называет.

– Рыночный сбор, который уплачивает предприниматель за торговлю на рынке, в конце прошлого года предложили заменить рыночным налогом. В результате простому торговцу пришлось бы платить на 600 процентов больше! – возмущается он.

Г-н Фатеев подсчитал: если бы новые требования вступили в силу, торговцы крупного одесского рынка "7-й километр" должны были бы заплатить до 1,4 млрд. грн. в год. Впрочем, дракон умер, не родившись: парламент не принял законопроект за основу. Но на этом неприятности бизнесменов не закончились. В частности, вновь возрождается практика требовать налоги авансом. "Налоговики собирают предпринимателей и убеждают, что надо заплатить на 3–4 месяца вперед", – рассказывает Сергей Фатеев.

Объять необъятное
Значительным источником поступлений в казну должны стать и акцизные сборы. Для некоторых товаров они уже увеличились. Например, ставка на пиво выросла на 10%, на спирт и ликеро-водочные изделия – на 7%, в 1,5 раза подняли акциз и для табачников.

Тем не менее риск недополучения акцизов в госказну сборов весьма велик, предупреждает замглавы Государственной налоговой администрации Александр Буханевич. Поэтому нужно либо изменить требования к ним, либо попросту увеличить ставку.

Всего доходных статей в бюджете около 50. Так что еще есть где развернуться. Например, на 43,9% увеличилась плата за пользование недрами. Стоит ли говорить, что это повысит себестоимость металлургической продукции и снизит ее конкурентоспособность на мировых рынках?

Местные власти тоже озабочены поиском бюджетных доходов. Чего только стоит повышение мэром Киева Леонидом Черновецким коммунальных тарифов для юрлиц в 5–10 раз.

Однако эксперты уверены, что все эти повышения не помогут. Во-первых, их не хватит. Во-вторых, добросовестные налогоплательщики даже при всем желании не смогут столько платить. "Нельзя наполнить бюджет, когда не с чего собирать налоги. Нужно сокращать его расходную часть", – говорит Дмитрий Боярчук.

"Рыночный сбор предложили заменить рыночным налогом. В результате простому торговцу пришлось бы платить на 600% больше"

Бюджетные хитрости
И это сокращение уже фактически началось, просто политики предпочитают не говорить об этом перед телекамерами.

– За январь нам выплатят только половину оклада. До 22-го числа не было аванса, а потом дали только 20 процентов, – рассказывает сотрудница кафедры Киевского политехнического института Юлия.

Дальше будет не лучше, убежден преподаватель компьютерных технологий одного из государственных вузов Алексей Руденко:

– Объявили, что с февраля зарплата урезается на 50 процентов. Пока обещали никого не увольнять, но только до лета, а там посмотрят.

Формально никакого урезания зарплат не происходит.

– Нам сказали, что вторую половину зарплаты выплатят, но потом, – объясняет Руденко.

А пока Алексей с женой, тоже преподающей в вузе, будут получать по 700 грн. вместо 1500.

– Мы-то в основном зарабатываем программированием. Но есть преподаватели, которые живут только на зарплату, – говорит Алексей. – А нашей с женой зарплаты теперь не хватило бы даже на оплату съемной квартиры.

Есть и еще одна бюрократическая тонкость.

– Социальные статьи обычно не урезают, особенно с учетом социальной ориентации бюджета, – говорит директор экономических программ Украинского центра экономических и политических исследований имени Разумкова Василий Юрчишин, – урезать могут лишь премии и надбавки.

Но от этого не легче, ведь эти надбавки во многих случаях составляют примерно половину доходов бюджетников.

Америка не указ
Конечно же, бюджетные расходы сейчас сокращают не только в Украине. Правда, речь идет о разных статьях. Например, Барак Обама, став президентом США, заморозил зарплату сотрудникам Белого дома.

– А у нас депутаты недавно подняли себе зарплаты на 10 тысяч гривен, – возмущается Виктор Кремизович. – Это мой транспортный сбор за 2 года! Проведя нехитрые подсчеты, "обладатель" 66 "Ланосов" пришел к выводу, что годовую надбавку к зарплате всего депутатского корпуса смогут обеспечить 5–6 тыс. владельцев крупнолитражных легковушек.

Но Подводника такое положение дел не устраивает. Поэтому 5 февраля он с товарищами по несчастью организует акцию протеста против повышения транспортного сбора.

Я верил, что увеличение транспортного сбора пойдет на ремонт и строительство дорог к Евро-2012. А оказывается, мы будем собирать деньги, чтобы вернуть долги Укравтодора компании Morgan Stanley. Причем автолюбители не знают, куда именно были потрачены эти кредитные деньги, но, глядя на дороги, проложенные к особнякам в Конча-Заспе (элитный пригород Киева. – Фокус), начинают догадываться.

Не проще ли долг реструктуризировать, объявить Укравтодор банкротом – и пусть его бывшее руководство разбирается, куда ушли кредитные деньги. Подозреваю, что объяснят, как в "Кавказской пленнице": вино и шашлыки комсомолка Нина выбросила в пропасть. Вместо Укравтодора следует создать новую организацию, которая будет заниматься строительством и ремонтом дорог под жестким контролем общественности (Клуба автолюбителей, например).

Депутаты совершенно не считаются со своими избирателями: электорат все стерпит. В то время когда Гордон Браун в Великобритании уменьшает НДС, Ангела Меркель в Германии отменяет транспортный сбор, Верховная Рада сначала увеличивает акциз на авто, потом вводит 13% надбавки на пошлину, а затем повышает размер транспортного сбора. Кстати, Сергей Терехин утверждает, что если машина стоит в гараже и ею не пользуются, можно не платить сбор – автовладельца не поймают и не накажут. Возражу: транспортный сбор с 10 января стал налогом. А значит, даже если автомобилист не использует свою машину годами, налоговики рано или поздно придут к нему в гости.

Закон о транспортном сборе нужно срочно отменить. А вместо этого ввести дополнительную составляющую в цену топлива, как поступили, например, в США, где налог на содержание и развитие дорог составляет 18,3 цента за галлон бензина. Тогда вносить свою лепту будут не только украинские автолюбители, но и транзитные автомобили из других стран, колесящие по нашим дорогам абсолютно бесплатно.

Непопулярные меры
У государства есть как минимум пять способов решить бюджетные проблемы. Но любой из них вряд ли понравится простому украинцу
Изменение законов
Внося изменения в действующие законы, можно «подрезать» отдельные социальные расходы.

Непопулярные меры. У государства есть как минимум пять способов решить бюджетные проблемы. Но любой из них вряд ли понравится простому украинцу


Скрытый секвестр

Бюджет не пересматривается, но наращивается задолженность по социальным выплатам, погашение которой производится либо в ущерб другим статьям бюджета, либо откладывается на будущее.
Подзаконные акты
Кроме законов существует множество методик, положений, инструкций, нормативов и прочихдокументов, изменить которые могут органы исполнительной власти.

Секвестр бюджета Сокращение расходов на отдельные статьи госбюджета или на все статьи за исключением так называемых защищённых.

Эмиссия денег
Правительство выпускает облигации, которые приобретает Нацбанк, печатая для этого дополнительные гривны. Номинально все выплаты будут произведены, но скачок инфляции неизбежен.