Разделы
Материалы

Куриные бои. Почему украинские аграрии недовольны зоной свободной торговли с ЕС

Евгений Гордейчик
Фото: francediplomatie/flickr.com

Заявления о "зраде" правительства, заключившего якобы невыгодное для Украины соглашение о ЗСТ с ЕС, преследуют скрытую цель

Предусмотренные соглашением о ЗСТ с ЕС квоты на беспошлинный экспорт сельхозпродукции по самым ходовым товарам были выбраны украинскими агропроизводителями уже в первые дни года. Это вызвало недовольство ряда крупных агропроизводителей. Так, владелец "Мироновского хлебопродукта" Юрий Косюк в начале января заявил о том, что создание ЗСТ с ЕС стало обманом Украины со стороны европейских партнеров. "Я думаю, что мы обмануты. Для экспорта продовольственных товаров из Украины установлены катастрофически большие ограничения или квотирования. Для понимания: Украина производит 1,2 млн т куриного мяса в год. При этом Европа дала Украине беспошлинную квоту — 16 тыс. т. Ну плюс к тому еще можно ввезти без пошлины 20 тыс. т целой замороженной курицы, которая абсолютно никому не нужна. На все, что свыше этой квоты, — пошлина больше 1 тыс. евро за т", — сказал он.

Интересно, что раньше Косюк был сторонником либерализации торговых отношений с Европой. Ведь его компанию достаточно давно интересовал экспорт продукции в страны ЕС. Более того, в прошлом году МХП наконец начал поставки своей продукции в страны ЕС. При этом Косюк признает, что для украинских производителей курятины альтернативный российский рынок был бы потерян при любом раскладе. "Российского рынка у нас уже давно нет. Еще 5–7 лет назад стало понятно, что российский рынок будет не наш. Ведь Россия долго субсидировала своих производителей, осуществляя капитальные вложения через государственные субсидии. Сегодня у них на рынке перепроизводство курятины. При таких условиях конкурировать невозможно, и мы ушли с российского рынка еще года три назад", — поясняет предприниматель.

Перевод аграриев с 2017 года на общую схему налогообложения — одно из ключевых требований МВФ

Жалуются на малые квоты и растениеводы. К примеру, по данным Еврокомиссии, уже по состоянию на 8 января, европейским покупателям была полностью выбрана квота в 400 тыс. т на поставку кукурузы. Также использован 31% годовой квоты (или 295 тыс. т) на экспорт украинской пшеницы. Особенно эта ситуация неприятна с учетом резко снизившегося в прошлом году экспорта украинской агропродукции в денежном выражении. Снижение цен на сельхозпродукцию стало следствием глобального падения сырьевых рынков. По данным Госстата, за первые 10 мес. 2015 г экспорт молока и молочных продуктов, яиц и меда упал на 38% (до $310 млн) по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. Экспорт готовых продуктов из зерна снизился на 33% (до $226 млн), продуктов переработки овощей — на 41% (до $151 млн), а продуктов из мяса и рыбы — на 70% (до $9 млн). Вырос лишь экспорт сахара и кондитерских изделий — на 22% (до $150 млн), и орехов — на 17% (до $117 млн).

Протест с подвохом

Не совсем понятно, чего хотят добиться украинские аграрии громкими заявлениями о недостаточности квот на беспошлинный экспорт в ЕС. Европейская сторона неоднократно заявляла, что в ближайшие годы не планирует увеличивать для Украины беспошлинные квоты на агропродукцию. "Мы увеличили (в 2015 году. — Фокус) квоты на некоторую продукцию, и так как отдельные из этих квот до сих пор не были использованы, есть потенциал для их использования. Поэтому пока нет планов предоставлять дополнительные увеличенные квоты", — говорит еврокомиссар по вопросам торговли Сесилия Мальмстрем.

Как утверждает собеседник Фокуса в одном из крупных агрохолдингов, заявления о "зраде" правительства, заключившего якобы невыгодное для Украины соглашение о ЗСТ с ЕС, преследуют скрытую цель. В первую очередь — создать "информационное поле", чтобы склонить чиновников Минфина к пересмотру положений Налогового кодекса о взимании НДС с производителей сельхозпродукции (с этого года при производстве зерновых и технических культур 15% НДС остается производителю, а 85% перенаправляется в бюджет; для скотоводства — 80% от НДС остается производителю, а 20% идет в бюджет; для свиноводов, птицеводов, садоводов и овощеводов НДС распределяется 50% на 50%). Однако вряд ли эти попытки увенчаются успехом. Перевод аграриев с 2017 года на общую схему налогообложения — одно из ключевых требований МВФ. А сейчас нашей стране без поддержки международных кредиторов никак не обойтись.

Работать по-новому

Несмотря на то, что агробизнес единодушно говорит о невозможности в краткосрочной перспективе за счет сближения с ЕС перекрыть убытки, связанные с потерей российского рынка, некоторые агропроизводители и отраслевые эксперты настроены скорее оптимистически.

Если усилить господдержку отечественных производителей, то украинские аграрии очень скоро забудут о недостатках ЗСТ с ЕС

Прежде всего, несмотря на незначительный размер квот, у украинских аграриев есть возможности для увеличения объемов экспорта в ЕС. Часть из установленных Евросоюзом квот по-прежнему практически не используется. "Это говядина, баранина, свинина, молочная продукция. По этим группам товаров в ближайшие 3–5 лет имеющихся квот для Украины будет достаточно", — поясняет директор Украинского клуба аграрного бизнеса Тарас Высоцкий.

В прошлом году аграрии и производители пищевой продукции уже начали учиться торговать с ЕС. К примеру, практически полностью использовали беспошлинные квоты на сахар и овес, не востребованные в 2014 году.

Эксперт Всемирной организации продовольствия Андрей Ярмак соглашается с тем, что Украине в ближайшие годы придется вести сложные переговоры с европейцами, чтобы преодолеть мощное аграрное лобби в странах ЕС. Но при этом считает, что возможность экспорта пищевой продукции в ЕС важна сама по себе, так как открывает перед Украиной возможности выхода на новые рынки сбыта. "Нам не так нужен рынок ЕС, как "еврономера" (сертификаты. — Фокус) для доступа на этот рынок. С этими "еврономерами" украинским поставщикам будет намного легче поставлять продукцию на рынки Ближнего Востока и Азии", — утверждает он.

Этой же точки зрения придерживается и совладелец компании "Молочный альянс" Александр Деркач. "Войти в западные розничные сети с новым продуктом — это, я вам скажу, не фунт изюму. Мягко говоря. Нужно подставить государственное плечо нашим предприятиям в продвижении их продукции на реальные, а не эфемерные рынки — в Африку, Китай, Японию, Юго-Восточную Азию, арабские страны", — говорит предприниматель. Если государство усилит поддержку отечественных производителей на мировых рынках, то украинские аграрии очень скоро забудут о недостатках ЗСТ с ЕС.