Черкасщанин Алексей Корнилов живет в Польше семь лет, продает прогнозы на футбольные матчи болельщикам и телеканалам со всего мира. Он рассказал Фокусу, для чего иногда стоит проиграть десять раз и как участие в телешоу может принести 80 тыс. евро
Я всегда знал, что буду бизнесменом. Моя мама занимается турбизнесом, я с детства видел, как это происходит, и мне было интересно.
На втором курсе учебы в КПИ мы с другом открыли рекламное агентство. Зарегистрировали фирму, которая находилась в общаге нашего института. Купили за одну гривну CDMA телефон и начали продавать неоновые вывески в Киеве. Производили их в Черкассах, потому что там дешевле. Все это длилось полгода или год, а потом мы поняли, что не можем расти дальше без дополнительных инвестиций в рекламу. Делать было нечего, и я пошел работать разносчиком пиццы.
Как-то я ночевал у родственников и смотрел телевизор. Увидел шоу "Акулы бизнеса" и заинтересовался. Суть передачи в том, что человек, у которого есть бизнес-идея, приходит к пяти инвесторам, презентует им проект, и они решают, инвестировать в него или нет. Это был 2007 год, я тогда только вернулся с летней стажировки в США, а там в это время начали появляться Wi-Fi-станции и беспроводной интернет. Я разработал проект первой в Киеве беспроводной сети, которая бесплатно раздает интернет и зарабатывает деньги за счет рекламы, пошел с ним на передачу и нашел инвестора, который согласился вложить в проект 80 тыс. евро.
Так на третьем курсе мы с моим первым инвестором открыли фирму. За полгода получили все лицензии и разработали программное обеспечение. Потом грянул кризис 2008 года, и фирму пришлось продать. Я тогда заканчивал учиться на бакалаврате в КПИ и подумывал о магистратуре в Европе. После продажи фирмы на это появились деньги, и я решил действовать.
Открыл на лето два киоска с фастфудом в Черкассах и занимался поступлением в университет. Через три месяца продал эти киоски своим партнерам и уехал в Польшу. Учился здесь по специальности "международный менеджмент", по разным программам учился еще в Испании, Франции и Швеции.
В 2012 году я окончил университет в Польше и сразу пошел работать в банк. Причин было несколько. Во-первых, мне нужно было думать о визе, ведь как только ты заканчиваешь учебу в Польше, нужно или сразу найти работу, или вернуться домой. Во-вторых, мне было интересно поработать в большой корпорации.
Во время работы в банке встретил своего старого знакомого. Он разработчик программного обеспечения с большим опытом. Мы решили начать совместный бизнес, для которого я буду искать заказы в Европе, а он — выполнять их во Львове. Мы искали идеи, которые можно представить инвесторам, и в это время к нам пришел один человек из Львова и сказал: "У меня есть алгоритм, который анализирует спортивную статистику. Давайте сделаем что-то на его базе". Так появился сервис Betegy.com.
Мы берем все статистические данные по футболу — кто, когда и как выиграл или проиграл, анализируем это через алгоритм и получаем вероятности того, кто победит в следующих матчах. На Евро-2012 мы спрогнозировали, что Украина сыграет со Швецией 2:1, а на позапрошлогоднем чемпионате мира с первого дня давали прогноз, что выиграет Германия, хотя все думали, что чемпионом станет Бразилия. Мы оказались правы. Вообще, мы даем прогнозы на 200 игр каждую неделю.
Алексей Корнилов: "Нужно искать дело на стыке направлений. Например, можно совместить медицину и спорт"
Наши клиенты — люди, которые делают ставки на матчи. Они покупают прогнозы и выбирают, на какую команду поставить деньги. Большинство клиентов — из Франции, Германии, Канады и Польши. Очень мало людей из Украины пользуются нашим сервисом. Это легко объяснимо: подписка на нас стоит 20 евро.
Еще мы продаем информацию спортивным телеканалам США, Германии и Польши. Они озвучивают наши данные во время трансляции матча.
Я тоже делаю ставки на футбол, но только потому, что нужно проверять то, что мы продаем. Я заядлый болельщик, но ставки — не моя страсть.
Мы работаем уже три с половиной года и привлекли инвестиции на сумму около 1 млн евро. Критерии успеха фирмы и мои личные отличаются. Для фирмы — это, конечно, увеличение ее стоимости. Для меня — то, скольким вещам я научился за это время. Мне хотелось узнать, как строить глобальный бизнес. Как это — найти инвестиционных партнеров в Германии, готовить для них отчеты каждый месяц, делать финансовое планирование, знать свои показатели, иметь совет директоров, структурировать все процессы: найма работников, мотивации, разработки продукта и так далее. Это совсем не то, что заниматься ларьками или неоновыми вывесками. Здесь все серьезно.
- Читайте также: Не завидую нобелевским лауреатам. Как украинка Марина Роднина получила премию Лейбница и 2,5 млн евро
Когда ты открываешь IT-стартап, твои шансы на успех — 1 к 10. Я понимаю, что статистика против меня и готов играть десять раз, чтобы выиграть один. Инвесторы, которые дают нам деньги, тоже об этом знают. У них в портфолио, например, есть 20 компаний, и они осознают, что только две из них будут успешными. Но эти две успешные компании вернут в сто раз больше денег, чем в них инвестировали.
Есть много ниш в бизнесе, которые пока не заняты. Нужно искать дело на стыке направлений. Например, можно совместить медицину и спорт. Мы общаемся с двумя компаниями в Германии, которые прогнозируют состояние игроков, исходя из медицинских тестов. Раз в неделю они берут у футболистов кровь и каждый день делают анализ слюны. Так они могут понять, когда игрок может получить травму. По-моему, это потрясающая идея. И на самом деле их много. Нужно только научиться их замечать.
Фото: из личных архивов