Стоп транзит. Как ограничения РФ на транзит поставок украинских товаров повлияют на экономику
Экономист Андрей Блинов - о том, сможет ли Украина найти альтернативные рынки для экспорта и возможен ли транзит товаров через Иран и Азербайджан
Россия ограничила транзит украинских товаров в Казахстан и Кыргызстан через свою территорию. Об этом сообщила пресс-служба Министерства экономического развития и торговли Украины. Информация появилась на сайте министерства после обнародования указа президента России Владимира Путина о транзите через территорию РФ товаров из Украины. Законодательные изменения также предусматривают полный запрет транзита товаров "под эмбарго".
"Указанные изменения могут временно вызвать полную остановку транзита товаров из Украины через территорию РФ не только в Казахстан и Кыргызстан, но и в третьи страны", — говорится в сообщении.
В Минэкономики добавляют, что ограничения РФ "являются экономически и юридически необоснованными и ожидаемо приведут к искусственному ухудшению условий торговли Украины с третьими странами, в частности, Центральной Азии".
Казахстан, в свою очередь, рекомендует своим перевозчикам с 1 июля организовывать доставку грузов из Украины по альтернативным маршрутам.
Фокус узнал у руководителя Киевского международного экономического форума "Успешная страна" Андрея Блинова, как ограничения РФ повлияют на экономику Украины.
— Насколько я понимаю, обнародованный вчера указ Путина просто распространяет ограничения, которые с начала 2016 года действовали для транзита наших товаров в Казахстан и Кыргызстан. Так что в этом смысле, учитывая, что нашим главным партнером изначально был Казахстан, больших изменений не произойдет.
"Скорее всего, объемы торговли Украины с Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном продолжат падать"
Если говорить о глобальной проблеме с транзитом из стран Центральной Азии через украинские порты и проблеме с взаимной торговлей между нашими государствами, то она очень серьезная. За последние два с лишним года объемы торговли с Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном сократились более чем втрое. Фактическая потеря Казахстана — это особенно большой удар. Ведь мы поставляли в эту страну продукцию транспортного машиностроения и электротехническую продукцию — котлы, насосы, железнодорожные колеса, полувагоны. Кроме того, занимались поставками молочных продуктов — в Казахстане они стоят в разы дороже, чем у нас.
В последнее время поставки постепенно сокращались, и сократятся ли они в новых условиях еще больше — открытый вопрос. Кроме того, непонятно, какие меры в связи с этим собирается принимать наше правительство. Первый вице-премьер Степан Кубив говорил о зеркальных санкциях (это заявление без конкретного уточнения содержания санкций прозвучало 4 июля. — Фокус), но пока непонятно, чего это будет касаться. И еще один вопрос: как это отразится на объемах транзита газа и взаимных автогрузовых перевозках с Россией?
Я не верю, что идея с альтернативными маршрутами, использовать которые рекомендуют перевозчикам из Казахстана, сработает. Они могут возить товары либо через Иран, либо через Азербайджан, но стоимость такого транзита будет на 25-30% дороже, чем через Россию. То есть, скорее всего, объемы торговли Украины с Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном продолжат падать.
Удастся ли Украине каким-то образом заместить эти рынки? Последние два года показали, что это крайне тяжело. С молочной продукцией — вопрос решаемый. Мы уже давно поставляем ее на североафриканский и ближневосточный рынки. А вот импортеров для другой нашей продукции найти будет тяжело.