Вход затруднен. Почему зона свободной торговли с ЕС оказалась не настолько свободной

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Беспошлинный экспорт украинской аграрной продукции в ЕС жестко лимитирован. Но украинских аграриев трудности евроинтеграции не останавливают — многие за счет европейских рынков увеличили доходы в разы

Впрошлом году компании львовского бизнесмена Тараса Барщовского T.B. Fruit не удалось воспользоваться преимуществами беспошлинной торговли с ЕС в рамках выделенных Еврокомиссией аграрных квот. По яблочному соку их выбрали еще в первые дни года производители концентратов. Тем не менее на полках польских супермаркетов Kaufland и Carrefour появился украинский яблочный сок прямого отжима ТМ Galicia. Повышение интереса европейских ретейлеров к украинским продуктам после вступления в действие зоны свободной торговли (ЗСТ) Украины с ЕС позволило Барщовскому зайти со своим продуктом в крупные западные сети. А это, как уверяют специалисты, дорогого стоит. Если твой товар продают гиганты европейского ретейла, всем остальным можно диктовать свои условия.

Из зоны свободной торговли с ЕС удалось извлечь пользу не только Барщовскому. Так, беспошлинная торговля стимулировала поставки в Европу меда. Хотя квота на мед в 5 тыс. т расходуется за дни, гипотетическая возможность беспрепятственно продать в ЕС мед стимулировала пчеловодов искать в европейских странах покупателей. Поставки из года в год растут. Если в 2014 году экспортировали в ЕС 26 тыс. т меда, то в 2015-м объем экспорта вырос до 75 тыс. т. Даже с учетом пошлины в 17% при поставках выше объема беспошлинных квот украинский мед дешевле, чем аргентинский, вьетнамский или индийский, и легко находит своих покупателей. В прошлом году возросли объемы экспорта в ЕС также муки, сахара, крахмала, овса, солода и яиц.

Пока сертификацию на соответствие европейским стандартам качества прошли 235 украинских агрокомпаний, экспортировавших в прошлом году в ЕС продукцию на $5,9 млрд. Но уже можно утверждать, что ЗСТ выполняет свою главную функцию — способствует модернизации агропромышленного комплекса страны. Простой пример: Украина пока не использует беспошлинные квоты на чеснок, но аграрии уже готовятся к освоению этого направления. "Эта культура сложная в возделывании, у нас нет наработанных технологий. Но сейчас я вижу всплеск интереса к ней со стороны аграриев", — говорит эксперт Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН Андрей Ярмак. По его прогнозам, уже в этом году выращивать чеснок начнут как минимум 20 хозяйств.

$5,9 млрд выручили украинские аграрии от экспорта своей продукции в ЕС в 2015 год

Более того, по оценкам генерального директора Ассоциации "Украинский клуб аграрного бизнеса" Тараса Высоцкого, от создания ЗСТ с ЕС украинские аграрии выигрывают больше, чем европейцы. "За счет того, что зона свободной торговли была введена в 2014 году в одностороннем порядке, украинские производители могли сэкономить 280 млн евро, а если полностью выберут квоты, то это будет экономия около 500 млн евро. Если же посчитать, сколько могут сэкономить по агропродовольственной продукции европейские производители, то эта сумма колеблется от 50 млн до 100 млн евро", — поясняет эксперт.

От открытия украинского рынка для беспошлинного импорта из ЕС украинские аграрии также могут извлечь преимущества. Так, в октябре прошлого года Китай разрешил поставки молочной продукции из Украины. Как поясняет совладелец компании "Укрпродукт Групп" Александр Слипчук, Китай очень требователен к качеству молочной продукции. В Украине же стандарты качества молока довольно низкие. Изготовить из отечественного сырья востребованную в Поднебесной продукцию практически невозможно. Благодаря же вступлению в силу ЗСТ с ЕС украинские перерабатывающие заводы получат возможность беспошлинно ввозить сырье из Польши и Литвы. В Европе перепроизводство молока, и цены на сырье постоянно снижаются. Похожая ситуация и у виноделов. Из-за мирового перепроизводства вина качественные виноматериалы во Франции и Испании можно купить очень дешево. И экспортировать изготовленные из них вина в третьи страны.

Квотный принцип

Главная жалоба аграриев на соглашение о свободной торговле с ЕС — слишком малый объем квот на беспошлинный ввоз. К примеру, ЕС позволяет беспошлинно ввозить лишь 400 тыс. т кукурузы, в то время как в прошлом году украинские аграрии собрали 23 млн т этой культуры. Похожая ситуация со всеми "ходовыми" продуктами украинского экспорта — зерновыми культурами, подсолнечным маслом, курятиной и яйцами. Квоты на них исчерпываются за несколько дней. За основные объемы поставляемой продукции приходится платить таможенные пошлины. Минагрополитики неоднократно пытался договориться с европейской стороной об увеличении квот, однако результатов эти переговоры не принесли. "Пока нет планов предоставлять Украине дополнительные увеличенные квоты", — говорит еврокомиссар по вопросам торговли Сесилия Мальм­стрем. У еврочиновников есть формальное оправдание: многие квоты вообще не используются. К тому же в 2014 году ЕС вводило дополнительные квоты на поставки курятины, а в 2015 году — яиц, но они оказались не востребованы.

Fullscreen

Юрий Косюк считает нынешние квоты европейцев для украинских аграриев издевательски маленькими

Нежелание европейцев расширять объемы беспошлинной торговли в агросекторе понятно. В среднем по ЕС прямые дотации на гектар возделываемой земли составляют 240 евро в год. В этом году Евросоюз на прямую поддержку агробизнеса и развитие села планирует потратить 41% общеевропейского бюджета, что в денежном выражении составляет 59 млрд евро. Эта сумма не включает проектов по развитию перерабатывающих производств, национальных субвенций, выделяемых европейским аграриям правительствами их стран, а также скрытых дотаций в виде льготных кредитов и налоговых льгот. Необходимость дотирования агросектора в ЕС объясняется особенностями сельского хозяйства в Европе. На территории стран ЕС расположено около 200 млн га сельхозземель, что составляет 47% площади сообщества. Их возделывают 12 млн человек. При этом средние размеры земельного пая, возделываемого одним хозяйством, небольшие — всего 15 га. Для сравнения: в США — 180 га. Поэтому эффективность хозяйствования по мировым меркам относительно невелика. К тому же ради сохранения рабочих мест Евросоюз поддерживает заведомо неперспективные отрасли сельского хозяйства. К примеру, выращивание бананов на Сицилии, Мадейре и Кипре. Хотя импортный продукт из Латинской Америки обходится значительно дешевле. Естественно, увеличивать свои расходы, полностью открыв дотационные рынки для импорта, еврочиновники не хотят.

Кроме того, в странах ЕС очень сильно аграрное лобби. Именно с ним Тарас Высоцкий связывает антиукраинские настроения в Нидерландах и объявление там референдума о денонсации соглашения об ассоциации с Украиной. "В Нидерландах очень большую долю ВВП и экспорта занимает агропродовольственная продукция. Они заинтересованы максимально закрыть рынок ЕС для Украины, чтобы гарантировать сбыт своей продукции", — говорит эксперт. Тем не менее развиваться украинским аграриям есть куда. Ведь многие квоты не используются исключительно по причине несоответствия украинской продукции европейским стандартам.

ЕС выделяет Украине квоты по двум принципам. Для продуктов переработки и растениеводства (за исключением зерновых) квоты выделяют по принципу "кто первый — тот лучший" (first come, first served). Экспортер привозит товар, снабженный необходимыми сертификатами качества на таможню, и после пересечения границы из общего объема квоты вычитается вес поставленной продукции. По этому принципу Украина ввозит в ЕС 27 видов продукции.

Нажмите для увеличения

Fullscreen

Поставки продукции животноводства и зерновых, так называемых "индикативных" групп товаров, импорт которых в ЕС тщательно регулируется, происходит по принципу лицензирования. В этом случае импортер в странах ЕС обращается в Еврокомиссию с запросом на ввоз из Украины определенного количества продукции. После этого он ищет украинского контрагента, имеющего необходимые сертификаты качества. По такому принципу мы торгуем с Европой 11 видами сельхозпродукции.

Проблема в том, что относительно продукции животноводства сертификаты соответствия конкретное предприятие может получить лишь в том случае, если разрешение на поставку определенного вида продукции имеет вся страна. А государству, чтобы получить такое разрешение (так называемые еврономера), необходимо полностью гармонизировать национальные стандарты в области менеджмента качества и безопасности пищевой продукции с европейскими и наладить работу контролирующих органов по правилам ЕС.

По мнению европейской стороны, в Украине реформы органов, ответственных за контроль качества, затягиваются. Так, в октябре прошлого года Евросоюз заблокировал экспорт украинской кондитерской продукции, содержащей орехи. Это произошло из-за того, что на сертификатах соответствия на орехи должна была стоять печать органа, ответственного за безопасность продукции. Но Сан­эпидемслужбу уже расформировали, а новая Государственная служба по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты прав потребителей еще не заработала. Впрочем, депутаты уже приняли все законы, регулирующие работу этого ведомства. В Кабмине обещают, что с марта Госпродпотребслужба начнет работать.

Высокое качество украинской продукции, соответ­ствую­щее требованиям ЕС, облегчит завоевание альтерна­тивных рынков сбыта

А вот возможности экспортировать в ЕС говядину, свинину и баранину у украинских животноводов по-прежнему нет. Ориентировочную дату получения необходимых разрешений в Министерстве аграрной политики пока затрудняются назвать. "Еврономера" для экспорта в ЕС молочной продукции появились у украинского бизнеса лишь в этом году, яйца мы экспортируем с 2015 года. Фактически из украинских животноводов преимуществами беспошлинной торговли с ЕС смогли воспользоваться пока лишь два производителя курятины — "Мироновский хлебопродукт" Юрия Косюка и "Агромарс" Евгения Сигала. Но и эти бизнесмены жалуются на "катастрофически малые квоты" для беспошлинной курятины. "Это все равно что вы ко мне ходите в гости в любое удобное для вас время, а я к вам могу прийти только в определенный день, и только на полчаса, и только с предварительного согласия, — так описывает торговлю Украины с ЕС в рамках ЗСТ Юрий Косюк, владелец компании, которая экспортирует на мировые рынки 250 тыс. тонн курятины. — Для экспорта продовольственных товаров из Украины установлены катастрофически большие ограничения или квотирования. Чтобы вы понимали: Украина производит 1,2 млн тонн куриного мяса в год. При этом Европа дала Украине беспошлинную квоту — 16 тыс. тонн. Ну плюс к тому же можно ввезти без пошлины 20 тыс. тонн целой замороженной курицы, которая там абсолютно никому не нужна. На все, что сверх этой квоты, — пошлина более 1000 евро за тонну".

Назад дороги нет

В ближайшее время вопрос увеличения украинских беспошлинных квот ЕС не будет рассматривать. Тем не менее получение "еврономеров" — лишь дело времени. И важно то, что украинские аграрии уже стали переформатировать бизнес в соответствии с европейскими практиками. Так, в прошлом году крупнейший зернотрейдер страны — "Нибулон" Алексея Вадатурского вложил $5 млн в новую систему качества зерна. Теперь зерно будут размещать в 1,4 тыс. емкостей, каждая из которых предназначена для хранения продукта определенного качества. Это облегчает контроль качества при формировании экспортных партий. "Нибулон" создавал новую систему качества с целью увеличить поставки на европейский рынок, но, по словам Вадатурского, она в целом улучшит конкурентоспособность компании на мировых рынках.

Возможность продавать свой продукт в Европе стимулирует и развитие производителей готовых продуктов. "Войти в торговые сети ЕС — мечта любой компании. Там культура оплаты совсем другая, чем в Украине, где из тебя "вытягивают все жилы". Если ты вошел в крупную сеть, можно забыть об убытках и заниматься только развитием производства", — говорит директор Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко. Попасть на полки транснациональных ретейлеров непросто. Нужно сертифицировать свою продукцию, зайти для начала в местные сети в Польше и Прибалтике, пройти через сложные переговоры, которые затягиваются на много месяцев, а затем неукоснительно соблюдать сроки поставки продукции. По словам Алексея Дорошенко, пока что большая часть украинских бизнесменов выходит из игры уже на этапе входа в небольшие сети Восточной Европы. Но даже неудачная попытка пробиться на европейский рынок чрезвычайно полезна. "Это возможность лучше узнать позиционирование своего товара, условия конкурентов, что помогает в продажах на других рынках", — говорит Дорошенко.

Нажмите для увеличения

Fullscreen

Помимо всего прочего, ЗСТ с ЕС дает шанс развития небольшим предприятиям и фермерам. Если по основным группам продуктов питания европейский рынок защищен очень хорошо, то на нишевые рынки зайти достаточно просто. Один из самых перспективных для украинских фермеров — так называемый рынок натуральных продуктов, популярность которых в Европе растет из года в год. Так, с 2014 года на европейский рынок вышли пять отечественных производителей органической продукции, которые успешно продают в ЕС натуральное растительное масло и продукты из зерна.

Как бы ни было трудно осваивать европейские рынки, украинские аграрии понимают, что это направление необходимо развивать. Им сейчас и так приходится работать в условиях дорогого кредитования, российского эмбарго, запрета транзита по территории РФ в Казахстан и Среднюю Азию, а также падения цен на сырьевых рынках. А ЗСТ с ЕС стимулирует их выпускать продукцию более высокого качества и делает более конкурентоспособными в других странах мира. Поэтому перспективы, которые открываются перед украинскими аграриями благодаря возможности торговли с одним из самых богатых и требовательных к качеству рынков, заманчивы.

Инфографика: Александр Шатов