Банки приучают украинцев к безналичным расчетам, предлагая им все больше бонусов за использование своих карт. Фокус выяснил, как сегодня могут подзаработать клиенты финучреждений
Киевлянка Марина Войтенко по утрам перед началом рабочего дня пьет кофе в одном и том же кафе. Ради ежедневного ритуала она готова отклониться от прямого пути в офис на несколько сот метров. Когда Марине нужны лекарства, она предпочитает покупать их в одной и той же аптеке в соседнем квартале, а не в той, которая находится возле ее дома. И дело здесь не столько в ценах и качестве сервиса, сколько в бонусах, которые начисляются за расчеты платежной картой в этих заведениях. Благодаря таким покупкам за пару месяцев на бонусном счету у Марины накапливается сумма, позволяющая оплатить натуральный крем, шампунь или любое другое средство для ухода в сети магазинов экотоваров. Чтобы накапливать бонусы и еще чаще баловать себя приятными подарками, перед совершением какой-либо крупной покупки девушка ищет магазины, подключенные к бонусной программе. Например, купив с помощью банковской карты в одной из торговых точек — участников программы лояльности смартфон за 3 тыс. грн, Марина сразу получила 90 бонусов, что соответствует 90 грн. Охотой за бонусами, скидками и привилегиями заняты многие держатели платежных карт украинских банков. В конкурентной борьбе за клиентов финучреждения готовы соревноваться в щедрости.
Они возвращаются
Одной из главных фишек банковских карт в последнее время стала функция cashback — возврат на счет клиента нескольких процентов от суммы покупок, совершенных при помощи карты. "Допустим, клиент оплачивает покупку продуктов в супермаркете на 2,5 тыс. грн и получает обратно на карточный счет cashback 2% (50 грн). Заплатил 4 тыс. грн за бензин — cashback 120 грн. Потратил на празднование дня рождения в ресторане 3 тыс. грн — cashback 150 грн. В итоге за расходы, которые держатель карты понес бы в любом случае, ему на счет в виде cashback возвращается 320 грн", — объясняет механизм cashback и. о. директора по развитию розничного бизнеса Альфа-Банк Украина Алексей Пузняк.
Сashback — удобное решение, не требующее от клиента совершения каких-либо дополнительных действий для получения бонусов. Но если оборот средств на карте невелик, а cashback составляет не более процента, держатель карты не ощущает особенной выгоды от этой опции, не замечая ее. "Исследования показывают, что скидки и cashback менее 5% не интересны клиенту и не влияют на его поведение. Поэтому имеет смысл запускать программы лояльности, которые предоставляют скидки, бонусы cashback в размере от 5% до 10%, — рассказывает директор департамента дистанционных продаж и CRM Platinum Bank Валерий Черкасов. — Тогда при месячных тратах в 6 тыс. грн вознаграждение клиента составит от 300 до 600 грн, что выглядит существенной суммой и вполне может повлиять на принятие решения при совершении покупок". Учитывая такую покупательскую психологию, Platinum Bank на ближайшее время запланировал запуск карточных продуктов с высоким уровнем cashback для массового сегмента.
1-6% составляет cashback при расчетах картами украинских банков
Довольно часто cashback распространяется не на все операции клиента, а только на расчеты у конкретных партнеров программы. Чтобы получить максимальную выгоду, банкиры рекомендуют выбирать карту, которая предлагает cashback для "целевой" группы товаров. "В моем случае это покупка топлива и еженедельные закупки в супермаркете, а Visa Gold Carbon от UniCredit Bank возвращает мне 6% при заправке на АЗК WOG, 3% — на любом другом АЗК Украины и 4% — с каждой покупки в торговых центрах METRO Cash&Carry", — делится личным опытом Любовь Сыроватская, начальник управления физических лиц UniCredit Bank. По информации Сыроватской, картой Gold Carbon уже воспользовались более 50 тыс. клиентов и с ее помощью покупается около 20% топлива, реализуемого на украинских автозаправках. Водителям также может быть выгодна кредитка Card Blanche White от Идея Банка — она дает возможность постоянно получать 3% cashback при расчетах на любой АЗС в любой точке мира.
А вот для владельцев "Моєї картки" Ощадбанка действует акция "3% за покупки в АТБ". Если в сети дискаунтеров АТБ, которая насчитывает более 750 магазинов по всей Украине, за месяц будет потрачено около 4 тыс. грн, cashback составит 120 грн. По информации Ощадбанка, в этой акции с АТБ принимает участие уже более 300 тыс. держателей карт.
Бонусы и мили
Cashback достаточно затратен для банков, поэтому не все финучреждения решаются предлагать такую услугу. Гораздо чаще банкиры завлекают клиентов программами лояльности. К примеру, к программе "Бонус Плюс" ПриватБанка подключены все держатели 16,7 млн активных карт этого финучреждения. Они получают бонусы за расчеты в торговых точках 44 тыс. компаний — участников программы. Средний размер вознаграждения по программе "Бонус Плюс" составляет 5%. То есть при месячном обороте 3000 грн, потраченных в торговых точках участников программы, на бонусный счет вернется 150 грн. Правда, если владелец карты Привата тратит большую часть своих доходов на продукты питания в крупнейших сетях супермаркетов, ему вряд ли удастся накопить много бонусов. Ведь среди партнеров программы преобладают кафе и рестораны, магазины одежды, техники и электроники, товаров для дома и т. п.
У другого крупного банка — ПУМБа — действует программа лояльности Star Club, в рамках которой клиентам предоставляются скидки более чем в тысяче партнерских торговых точек. А любой, кто откроет карту в UniCredit Bank, может присоединиться к UniCredit Shopping Club. Эта программа лояльности позволяет получать бонусы за безналичные расчеты и обменивать их на подарки. В Райффайзен Банке Аваль для зарплатных и частных клиентов, а также получателей пенсий и социальных пособий предлагают участие в мультипартнерской программе "Фишка" с сетью АЗК "ОККО", супермаркетами "Фуршет", магазинами "АЛЛО", страховой компанией "Универсальная", ресторанами A la minute, интернет-магазином "Шипшина" и многими другими. Таких карт в Райффайзен Банке Аваль уже выпустили 560 тыс. Наибольшей популярностью среди привилегий, которые дает эта карта, пользуются мгновенные подарки и скидка в сети супермаркетов "Фуршет".
70 операций с картами в Украине — безналичные
Клиенты Альфа-Банка могут получать и расходовать бонусы при оплате покупок в партнерской сети всеукраинской программы лояльности MAXI, использовать бонусы для обмена на бесплатную мобильную связь и интернет от МТС или накапливать мили для обмена на авиабилеты крупнейшего авиаперевозчика Украины "МАУ". "Если месячный оборот по карте превышает 12 тыс. грн, стоит обратить внимание на карту Alfa Sky Pass, за покупки при помощи которой банк начисляет мили для обмена на авиабилеты. Если в течение месяца оплатить такой картой продукты в супермаркете на сумму 4 тыс. грн, заправить авто на 5 тыс. грн и купить одежду на 4 тыс. грн, можно получить 1,3 тыс. авиамиль. Кроме этого, банк начислит подарочные 6 тыс. миль. В итоге у клиента будет 7,3 тыс. миль, которые можно обменять на авиабилет по Украине. А накопив 9 тыс. миль, уже можно будет улететь в Европу", — приводит пример Алексей Пузняк. Мили используются по правилам программы лояльности "Панорама Клуб" авиакомпании "МАУ". К примеру, чтобы бесплатно улететь экономклассом из Борисполя в Вильнюс, будет достаточно иметь в запасе 9 тыс. миль, в Барселону — 18 тыс. Путешественникам можно также порекомендовать OTP Tickets Travel Card, ко-бренд OTP-Bank с Tickets.ua и программу "Полетаем со вкусом" банка "Кредит Днепр".
Дружеское поощрение
Кроме бонусов самих банков, клиентам финучреждений доступны программы лояльности международных платежных систем. К примеру, к программе вознаграждений Mastercard®Rewards подключены 8 украинских банков — Credit Agricole, Forward Bank, OTP Bank, Кредобанк, Ощадбанк, ПриватБанк, Райффайзен Банк Аваль и Укргазбанк. В Ощадбанке бонусная программа MasterCard Rewards распространяется на муниципальные карты киевлянина, львовянина, черновчанина и др. и на зарплатные карты группы предприятий "Укрзализныця". По словам директора департамента электронной коммерции и платежных средств Ощадбанка Владимира Москаленко, при ежемесячных расчетах картой киевлянина на сумму в 6 тыс. грн на пополнение мобильного на 50 грн можно накопить чуть более чем за 2 месяца.
Кредобанк и вовсе сделал MasterCard Rewards основной программой лояльности, подключив к ней весь карточный портфель розничных клиентов вне зависимости от класса карты. Все они получают по одному баллу за каждые 12 грн, потраченные на покупки, а также дополнительные баллы от банка за активные расчеты и бонус в день рождения. Допустим, держатель карты Кредобанка ежемесячно оплачивает с ее помощью покупки на сумму около 6 тыс. грн, совершая 2–3 операции в день. В этом случае за месяц объем начисленных бонусов с учетом дополнительных достигнет 600–650, а за год — около 7–7,5 тыс. Этого хватит, к примеру, чтобы получить бесплатно утюг, набор для приготовления фондю или подарочные сертификаты на 500 грн в нескольких торговых сетях. А вот, скажем, на мультиварку держателю карты с таким оборотом придется копить бонусы 3 года.
Cashback достаточно затратен для банков, поэтому не все финучреждения решаются предлагать такую услугу
"Держатели карт чаще всего выбирают подарочные сертификаты на бензин, товары иностранных онлайн-площадок, портативные колонки и др.", — рассказывает Фокусу маркетинг-директор представительства MasterCard Europe в Украине Наталья Байдала. По ее словам, в Украине программой вознаграждений MasterCard Rewards пользуются уже более миллиона картодержателей. Сейчас в компании разрабатывают отдельную маркетинговую платформу с предложениями программы лояльности для держателей карт MasterCard всех уровней.
Программа лояльности от международной платежной системы Visa в Украине насчитывает более 120 партнеров в таких категориях, как путешествия, красота и здоровье, рестораны, покупки. Доступ к привилегиям автоматически получают все держатели премиального "пластика" Visa — Visa Gold, Visa Platinum и Visa Infinite, вне зависимости от банка, выпустившего карту. В числе партнеров программы лояльности от Visa — розничные сети "Марафон" (скидка 7%), "Арбер" (10%), "A.Tan" (5%), Accessorize (4%), Springfield (10%), Zarina (5%), Walker (4%), аптеки "Белая Ромашка" (5%), химчистки KIMS (5%), туроператор TUI (5%), рестораны "Японахата" (5%) и многие другие. По словам директора по развитию программ лояльности Visa в странах СНГ и Юго-Восточной Европы Михаила Стрункина, самым распространенным премиальным карточным продуктом Visa в Украине стала Visa Gold, которой пользуются более двух миллионов клиентов. Среди них в рамках программы привилегий наиболее востребованы предложения от ресторанной сети "Мировая карта", а также скидки в магазинах модных брендов одежды.
- Читайте также: Пряники под елку. Кому с января обещают налоговые каникулы
Финансисты уверены, что программ лояльности отдельных операторов рынка торговли или услуг будет все меньше — их постепенно заменят привилегии для держателей банковских карт. "Сегодня карты лояльности брендов теряют актуальность, в то время как банковские карты становятся универсальным инструментом. Они позволяют не только провести удобную и безопасную оплату, но и получить вознаграждение. По данным НБУ, на апрель 2016 года уже почти 70% от общего количества операций с картами были безналичными, поэтому будущее за интегрированными платформами лояльности, к которым подключены банковские карты",— прогнозирует Наталья Байдала. Это логично: потребителю вместо того, чтобы носить с собой стопки "пластика" в портмоне, куда проще хранить информацию обо всех скидках и бонусах на одной-двух банковских картах.