Объем дорожных работ за 2016 год вырос в 10 раз. В 2017-м на ремонт и строительство дорог выделят еще больше денег
В бюджете 2016 года на дорожную отрасль заложили 6,6 млрд грн, в два раза больше, чем в прошлом. Эти деньги позволили провести текущий ремонт самых проблемных участков на 1,7 тыс. км украинских дорог. Наконец заработал весовой контроль грузовиков на дорогах, а Укравтодор перешел на электронные тендеры, что позволило отслеживать и пресекать "дорожную коррупцию". В свою очередь, финансовая децентрализация позволила местным органам власти изыскать деньги на ремонт дорог, находящихся в их подчинении. Это дало эффект: при двукратном увеличении финансирования удалось отремонтировать приблизительно в 10 раз больше километров дорог, чем в 2015-м.
Пока речь идет преимущественно о ямочном ремонте. Но планы у Укравтодора масштабные.
Более 90% из 50 тыс. км дорог нуждаются в ремонте. На это нужно не менее 10 трлн грн
Новые проекты будут реализовываться за счет бюджетных денег (в госбюджете-2017 на дороги заложено более 14 млрд грн, еще 15 млрд может поступить за счет превышения таможенных поступлений) и помощи стран ЕС и международных финансовых организаций, заинтересованных в расширении пропускной способности проходящих по Украине панъевропейских транспортных коридоров (в 2017-м от доноров ожидают 27,2 млрд грн).
Со следующего года Укравтодор передаст контроль качества выполненных работ независимым инжиниринговым компаниям, их отчеты будут выкладывать в открытом доступе. А в 2018-м заработает Дорожный фонд, который будет наполняться за счет акцизов с продажи топлива. В первый год в него вложат 50% поступлений от топливного акциза, а к 2020-му эта сумма возрастет до 100%. В Мининфраструктуры предполагают, что поступления в Дорожный фонд составят 40–70 млрд грн в год. 60% из этих средств пойдет на строительство и ремонт дорог государственного значения, 35% — местного значения и 5% — на финансирование безопасности дорожного движения.
По словам замминистра инфраструктуры Евгения Кравцова, создание Дорожного фонда оживит рынок дорожных работ. Украинские тендеры станут интересными для крупных международных компаний, и они начнут заходить в страну. Возросшая конкуренция снизит цены на строительство и повысит качество работ. Министр инфраструктуры Владимир Омелян уверяет, что ежегодного вливания таких средств достаточно для приведения украинских дорог к европейским стандартам в течение 10 лет.
- Читайте также: Вирус Wi-Fi. Как Украину охватила диджитализация
Эксперты считают заявления министра слишком оптимистичными. Более 90% из 50 тыс. км дорог нуждаются в ремонте. На это нужно не менее 10 трлн грн.