Российский Газпром выставил Нафтогазу новый счет на $5,3 млрд. Фокус разбирался, есть ли логика в российских требованиях и чью правоту докажет Стокгольмский арбитраж
Газпром, ссылаясь на нормы старого контракта восьмилетней давности, выставил Нафтогазу новый счет на $5,319 млрд. При этом Украина не покупает российский газ у Газпрома с конца 2015 года, а руководство Нафтогаза уже не раз заявляло, что не будет платить по счетам, надуманным Россией. Фокус разбирался, есть ли логика в российских требованиях и чью правоту докажет Стокгольмский арбитраж.
Старые требования
В начале прошлого месяца в Брюсселе прошли трехсторонние переговоры по газовым вопросам с участием украинской и российской сторон, а также представителя Еврокомиссии. Накануне переговоров глава правления Нафтогаза Андрей Коболев подтвердил готовность закупать топливо у Газпрома. Украинская сторона выдвинула свои условия, на которых она пошла бы на сделку: выгодное ценовое предложение, отказ российского монополиста от условия "бери или плати" и поставки не через оккупированные территории Донецкой и Луганской областей. Самым болезненным являлось условие, на которое Нафтогаз не может пойти, а Газпром не хочет отказаться. Это требование заставляет потребителя оплачивать определенный объем газа вне зависимости от того, использовал ли он действительно этот объем.
Газпром был готов пересмотреть свои взгляды на условие "бери или плати", если Украина откажется от штрафа Антимонопольного комитета в $6,4 млрд за злоупотребления монопольным положением на рынке транзита природного газа Украины.
Переговоры в Брюсселе закончились ничем. Андрей Коболев объяснил это отказом российской стороны заключать допсоглашение. Председатель Еврокомиссии по Энергетическому союзу Марош Шефчович в лучших традициях европейской дипломатии ограничился фразой: "Стороны были близки к заключению соглашения сегодня, и теперь нужно обсудить его формат".
Газпром готов пересмотреть условие take or pay, если АМКУ откажется от $6,4 млрд штрафа
Хотя Газпром и называет требование Нафтогаза выплатить штраф "давлением", российский монополист применяет не меньшее давление к украинской стороне. В июне 2014 года Газпром обратился в Стокгольмский арбитраж, чтобы заставить Украину выплатить долг за поставленный в 2013-м и 2014 году газ. Нафтогаз ответил встречным иском. Общая сумма требований украинской компании к Газпрому — $30 млрд.
Последняя битва Газпрома
На прошлой неделе Газпром заявил о новой задолженности Нафтогаза в $5,319 млрд, основываясь все на том же условии "бери или плати" контракта 2009 года. Требование — выплатить всю сумму на протяжении 10 дней. Руководство украинской компании, не дожидаясь окончания этого срока, заявило, что платить не будет: "Газпром ссылается на положение "бери или плати". Наша позиция остается неизменной — арбитраж решит, должно ли применяться данное положение". Также, по словам коммерческого директора Нафтогаза, закупка голубого топлива у европейских стран в прошлом году стоила в три раза меньше минимального объема закупок у России.
В Фонде национальной энергетической безопасности РФ заявили, что не ждут выплаты украинской стороной требуемых денег: "Газпром отвечает претензиями на претензии".
"Каждый год Газпром выдвигает требования take or pay, считая, что Украина должна платить за газ, который не отбирает. Тем не менее Украина — если не последняя, то одна из последних попыток российской компании получить деньги за невыполнение этого принципа. Его давно поставили под сомнение европейские компании, которые все чаще переходят от долгосрочных контрактов, где зафиксировано положение "бери или плати", к краткосрочным контрактам", — говорит глава аналитического центра DiXi Grouр Елена Павленко. Эксперт вспоминает прецедент, когда Газпром проиграл в суде по подобному требованию в 2015 году чешскому RWE Transgas.
Стокгольмское дело
Стокгольмский арбитраж, скорее всего, не удовлетворит полностью требования ни одной из сторон. Тем не менее, даже частичная выплата Нафтогазом задолженности по условию "бери или плати" станет серьезным ударом по украинской экономике. Речь в лучшем случае пойдет о миллионах долларов. Один из вариантов выхода из ситуации для украинской компании — убедить суд внести аналогичное требование в транзитный контракт по принципу "транспортируй или плати". Тогда уже Газпром должен будет платить, если поставки через украинскую ГТС окажутся меньше заявленных в контракте.
Стокгольмский арбитраж, скорее всего, не удовлетворит полностью требования ни одной из сторон
"Юристы подчеркивают, что есть много формальных причин, которые можно использовать для критики требования "бери или плати", начиная с того, что принцип нельзя рассматривать как штрафную санкцию и заканчивая тем, что нет формул расчета для неотобранного газа, нет сроков оплаты за неотобранный газ", — объясняет Елена Павленко.
Анализировать перспективу решения спора между Газпромом и Нафтогазом невозможно, потому что стороны не разглашают деталей процесса. В то же время президент Центра глобалистики "Стратегия ХХІ" Михаил Гончар выражает осторожный оптимизм: "Если в контрактах Газпрома и европейских клиентов есть принцип "бери или плати", то там также указан механизм его использования. В контракте с Нафтогазом нет никаких деталей. Арбитраж может поставить под сомнение действие принципа в соответствии с рыночными реалиями. Стокгольмский арбитраж будет анализировать рыночную среду, а она изменилась с 2009 года".