Почему международные бизнесмены украинского происхождения начинают новые проекты на своей родине, несмотря на все еще неприветливый инвестиционный климат
С основателем девелоперской компании MosCityGroup и главой правления Фонда памяти "Бабий Яр" Павлом Фуксом мы встретились в холле респектабельного киевского отеля "Хаятт". Получасом ранее миллиардер принимал там участие в заседании наблюдательного совета мемориала "Бабий Яр", в который он входит вместе с Виктором Пинчуком, мэром Киева Виталием Кличко. Там же присутствовали еще два российских миллиардера с украинскими корнями: акционеры "Альфа-групп" — львовянин Михаил Фридман и киевлянин Герман Хан.
Впрочем, с Фуксом мы говорили преимущественно не о меценатстве, а о его украинском бизнесе. Он родился и вырос в Харькове, но свой бизнес построил в России. Его девелоперской компании MosCityGroup принадлежат известный бизнес-центр "Москва-Сити" и другие российские объекты недвижимости. Сейчас он активно проявляет интерес к украинским проектам в сфере недвижимости и газодобычи.
КТО ОН
Основатель MosCityGroup
ПОЧЕМУ ОН
Стал одним из меценатов, участвующих в строительстве мемориального комплекса "Бабий Яр"
Вы один из крупных бизнесменов, которые решили участвовать в строительстве мемориального комплекса "Бабий Яр" как меценаты. Почему в этом проекте так много российских предпринимателей?
— Мы все родом из Украины. Я родился и вырос в Харькове. Так получилось, что потом пришлось переехать работать в другую страну, но наши корни здесь. Поэтому мы как можем участвуем в жизни Украины. С 2000 года я стараюсь помогать родному городу — участвовал в реставрации Харьковской областной филармонии, построил в Харькове храм, поставил памятник мифическому основателю города казаку Харько.
Во сколько сегодня оценивают строительство мемориального комплекса и когда его могут построить?
— Стоимость проекта — от $50 млн до $100 млн вместе с эндаумент-фондом (целевой фонд, предназначенный для финансирования бизнесом некоммерческих проектов. — Фокус). По срокам будем стараться успеть к 80-летию трагедии в Бабьем Яре в 2021 году.
Ходят слухи, что у вас два гражданства: РФ и Украины. Это правда?
— Да. Так как я долгое время работал в России, я получил российский паспорт. Раньше это не было барьером. Как я уже говорил, я родился в Украине и никогда не отказывался от украинского гражданства.
В России вы известны как девелопер, основатель MosCityGroup, которая застраивала известный проект "Москва-Сити". Но сейчас вы решили заняться бизнесом, не связанным со строительством...
— Я построил в России большое количество объектов недвижимости и торговых площадей. Но занимался не только девелоперским бизнесом. С 2010 года я был мажоритарным акционером Совкомбанка. В течение пяти лет прибыль и капитал банка увеличились в 10 раз, а в рейтинге банков он поднялся с 98-го на 19-е место. Совкомбанк входил в топ-5 по прибыли на капитал.
Почему вы вернулись в Украину?
— Украину я никогда не покидал. В 2007-м мы вместе с партнерами начинали крупный проект на Рыбальском полуострове — строительство делового центра "Киев-Сити". Проект оценивали в $1 млрд. Помню, что самое высокое здание комплекса должно было насчитывать 68 этажей. Но из-за кризиса в 2008 году большой проект был остановлен. Девелопмент вообще рисковое направление, которое первым заходит в кризис и последним из него выходит. Поэтому я начал искать другие интересные сферы. Например, та же газодобыча. Тоже рискованно, но с правильными знаниями и специалистами дело может быть успешным.
По слухам, вы собирались выкупить у Вагифа Алиева его долю в "Парусе", но сделка сорвалась. Почему так произошло?
— Да, по "Парусу" мы смотрели документацию, взвешивали все плюсы и минусы и в итоге решили не входить в этот проект.
Помимо девелоперских проектов, вы концентрируете свое внимание и на газодобывающей отрасли. В чем, по вашему мнению, привлекательность этого бизнеса в Украине?
— Украина сегодня идет по пути энергозамещения и стремится к энергонезависимости. Соответственно, газовая составляющая сейчас в приоритете у государства. И я считаю, что в этом сегменте есть куда развиваться. Дополнительным стимулом стало снижение рентных платежей при добыче нефти и газа. Не я один занимаюсь инвестициями в газодобычу. На этом рынке в данный момент сосредоточены как иностранные, так и национальные инвесторы. Если государство продолжит выстраивать свою политику в том же направлении, то в ближайшее время мы сможем полностью заместить импортный газ только за счет притока частных инвестиций.
Некоторые ваши сделки по приобретению активов достаточно странные. К примеру, вы купили "ДВ нефтегазодобывающую компанию", которая владеет ТЭЦ "Эсхар" в Харькове и шахтой "Должанская-капитальная" в Луганской области. Зачем вам захваченная боевиками шахта, которую вы не контролируете?
— Эти два актива можно было приобрести лишь вместе, купив "ДВ нефтегазодобывающую компанию". Да, шахта сейчас захвачена, но "Эсхар" — перспективное предприятие. Пока мы работаем в убыток, так как нет своего угля, но тарифы уже подняли до уровня, позволяющего закупать импортный уголь. Надеюсь, в скором времени я начну на "Эсхаре" зарабатывать.
Городской голова Киева Виталий Кличко, члены Наблюдательного Совета Мемориального центра Холокоста "Бабий Яр" Павел Фукс и Владимир Кличко
Вас неоднократно видели вместе с главой депутатской фракции "Видродження" Виталием Хомутынником и президентом футбольного клуба "Динамо" (Киев) Игорем Суркисом. Что вас связывает с этими людьми?
— С Суркисом нас связывает общий интерес к футболу — я длительное время был владельцем футбольного клуба "Динамо" (Тбилиси). С Хомутынником — то, что я харьковчанин и почетный гражданин города, а он избирался в депутаты от Харькова. Мы с ним встречались на нескольких городских мероприятиях — так и подружились. А Геннадий Кернес — мой лучший друг, с которым мы дружим более 30 лет.
Зачем украинско-российскому бизнесмену грузинский футбольный клуб?
— В 2010 году я купил в Грузии предприятие, единственного производителя минеральных удобрений на Южном Кавказе, "Руставский азот". В то время отношения между Грузией и Россией были очень плохими. Но я пошел на риск и приобрел завод за $165 млн. После покупки руководство страны попросило меня помочь и с футбольным клубом "Динамо" (Тбилиси). Мы с партнером купили этот клуб, вложили в него порядка $40 млн и построили там спортивную базу для детей, которую открывал форвард мадридского "Реала" Криштиану Роналду. Сегодня там тренируются более 400 молодых футболистов.
С Харьковом, говорят, вас связывает не только дружба с Кернесом. Какие у вас бизнес-интересы в этом городе?
— Никогда не было. Только благотворительность. К слову, очень рад, что у меня нет в Харькове никаких бизнес-проектов. Если бы мне пришлось общаться с Кернесом как бизнесмену с чиновником, уверен — мы бы с ним очень быстро разругались.