Разделы
Материалы

Дать по полной. Почему Укрпочте необходима азиатская модель бизнеса

Елена Романюк
Фото: из личных архивов

Заместитель главы Укрпочты Александр Перцовский рассказал Фокусу о том, как можно мотивировать сотрудников госкомпании работать внеурочно и чем отличаются правила ведения бизнеса в Азии, США и Украине

В сентябре исполнился год как глава Укрпочты Игорь Смелянский представил новую команду. В нее вошел и Александр Перцовский, бывший топ-менеджер DHL, который в конкурсе на пост руководителя Укрпошты занял второе место. Он приехал в Украину из Сингапура, чем поверг в ступор родственников.

Перцовский говорит, что любит вызовы, а Укрпочта с ее 70-тысячным коллективом как раз вызов и есть. На должности первого заместителя гендиректора компании он отвечает за логистику, транспорт, продукты, технологии, клиентские решения и международный бизнес.

Вы учились на финансиста. Как попали в логистику?

— Я заканчивал бизнес-школу в США и не ставил перед собой цель попасть в логистику. У меня была задача найти в качестве места работы глобальную компанию. Таким образом выбор и пал на логистического гиганта DHL. Причем сразу на первом собеседовании я заявил работодателю, что сначала хочу поработать в Штатах, а потом — по всему миру. Компания это позволяет, ее офисы работают в 140 странах. Поэтому моим двигателем при выборе работы изначально была глобальная карьера, а логистика просто позволила реализовать эту цель.

Каким образом со студенческой скамьи вы попали в одну из крупнейших компаний в мире? Вы же не пришли туда с улицы и не сказали: "Здравствуйте. Я хочу у вас работать"?

— Когда я учился в Бостоне, представители DHL приехали в город искать будущих сотрудников в MIT, один из крупнейших университетов Америки. А я учился в университете поменьше. Но когда услышал, что рекрутеры ищут кадры для DHL, то буквально прорвался на карьерную ярмарку. Пообщался с ними и, наверное, чем-то заинтересовал, поскольку совсем скоро меня пригласили на собеседование в главный офис компании в Майями. В Бостоне тогда была снежная зима, и поездки на несколько раундов собеседований в солнечный Майями были для меня настоящим наслаждением. Более того, я узнал, что штаб-квартира DHL находится в довольно интересном месте — на границе между Северной и Южной Америками, то есть контролирует два огромнейших региона. И вот эта масштабность окончательно убедила меня, что работать в такой компании будет правильно.

Какой была ваша первая должность в DHL?

Александр Перцовский: "У азиатов просто дикая работоспособность. В Сингапуре есть даже государственная программа — Blue Sky, которая заключается в том, чтобы люди хотя бы раз в неделю выходили из офисов, пока еще светло"

— Я присоединился к консалтинговому подразделению. Тогда, в 2010 году, DHL как раз переживала реструктуризацию, она уходила с внутреннего логистического рынка Америки. Поэтому в компании производилось очень много сокращений. Но, как показала практика, это было очень разумное решение, так как ежегодно из-за работы на внутреннем рынке компания теряла более $1 млрд в год. А сейчас, без него, вышла практически на ту же сумму, только прибыли.

Сколько времени вы проработали в США?

— Я провел в США полтора года. А потом передо мной встал выбор между Европой и Азией. И я выбрал Сингапур. Я никогда там не был, и мне хотелось попробовать что-то новое. Потому что в Америке, повторюсь, я работал в период реструктуризации компании, сокращения затрат, перестройки. А в Азии было все наоборот: все вокруг росло, наблюдался стремительный рост электронной коммерции, новых продуктов. К слову, именно микс опыта работы в Америке и Сингапуре в итоге пригодился мне в Укрпочте. Здесь нам также приходится сокращать расходы, оптимизировать структуру и процессы и одновременно запускать новые сервисы, новые продукты и прочее.

Не жалеете, что решили вернуться в Украину?

— У меня было несколько предложений в Сингапуре, а также возможности в Европе и Штатах. Но не было еще дня, чтобы я пожалел о своем решении. Хотя, как вы догадываетесь, и друзья, и родители были в шоке. Но вот зарубежные коллеги меня поддержали. Поэтому сейчас у меня есть здоровый спортивный интерес доказать, что принятое мной решение правильное.

Но все же, как долго вы собираетесь работать в Украине?

— Это вопрос, который мне часто задают соискатели, которые приходят на собеседование в компанию. Они говорят: "Да, все очень интересно. Только мы хотим спросить, как надолго?" Я всегда отвечаю честно, что, с одной стороны, каждый день нужно воспринимать как последний. И это должно мотивировать успеть, желание как можно больше сделать быстро. Но, с другой стороны, Укрпочта очень конструктивно взаимодействует с властями. Они понимают, что стране нужны островки изменений, и это дает надежду на то, что долгосрочные проекты могут быть реализованы.

А вообще, когда я уезжал из Сингапура, обещал своей девушке, что вернусь очень скоро. Мол, через три месяца поменяется политический ветер и все развернется обратно. Она мне, конечно, теперь все время это вспоминает. Но я в первую очередь ответственен за людей, приведенных в компанию, ведь, сформировав команду, пообещал коллегам, что мы сделаем максимум для изменения Укрпочты. Поэтому теперь заявить, что все, я устал или предпочитаю какой-то новый вызов, будет неправильно.

Работа в Украине вам пойдет в плюс в глазах международных работодателей?

— Тут я многое поставил на кон. Все будет зависеть от результатов. Потому что в международном корпоративном бизнесе сам факт, что ты занимал какую-то позицию, не настолько ценится, как то, чего конкретно удалось добиться. Принципиально, каких результатов достигла компания в сферах, за которые ты отвечал. Я для себя запасного аэродрома сознательно не рассматривал, поэтому полный фокус на то, чтоб довести до ощутимых результатов те изменения, которые мы запустили в Укрпочте.

Отечественные реалии

Насколько модель ведения бизнеса в Украине отличается от американской и тем более азиатской?

— В Азии в бизнесе гораздо быстрее принимаются решения. Все основывается на договоренностях, доверии. Например, хотят люди начать свой бизнес — они ищут партнеров, договариваются, ударяют по рукам и движутся дальше. В Укрпочте мы также пытаемся привить быстрый темп работы, но многие факторы, связанные с госсобственностью предприятия, не позволяют реализовать это в полной мере.

Во-вторых, у азиатов просто дикая работоспособность. В Сингапуре есть даже государственная программа — Blue Sky, которая заключается в том, чтобы люди хотя бы раз в неделю выходили из офисов, пока еще светло.

Мы в Укрпочте также пытаемся изменить принципы работы. Люди, которые вечером прогуливаются по Майдану, наверняка видят в офисе на Крещатике, 22 много светящихся окон. Конечно, я ни в коем случае не выступаю за то, чтобы люди работали сутки напролет. Но добиться результатов без высокой работоспособности тяжело. Главное она должна подкрепляться искренним интересом к тому, что делаешь.

Как можно стимулировать персонал госкомпании работать интенсивнее?

— Этого не сделаешь из-под палки. Нужно в первую очередь привлечь в компанию максимально мотивированных людей. Например, разговоры со многими кандидатами на различные должности в Укрпочте начинались с того, что они никогда и ни при каких условиях не переступят порог госкомпании. Но людей удалось заинтересовать масштабностью нашей задачи, они пришли в компанию и сейчас порой работают от заката до рассвета, потому что стремятся показать быстрый результат. При этом мне не важно, где они работают, дома или в офисе.

Я правильно поняла, что вы привели в Укрпочту многих людей из частного бизнеса?

— Да, у нас руководящий состав обновился на 95%. В моей операционной команде новых людей 60–70%. Но мы оставили костяк. Причем интересно, что люди, которые работали в компании раньше, видя тот драйв и ту конкуренцию, которые появились внутри структуры, тоже начинают подтягиваться, генерируют новые идеи.

Вам удалось выйти на конкурентный уровень зарплат? Я не верю, что люди уходят с зарплат в несколько тысяч долларов, чтобы поработать "на благо Родины"?

— Какое-то количество людей здесь не из-за зарплат. Я и глава компании, например. Мы пришли на меньшие деньги, чем зарабатывали на предыдущих местах. Но для других сотрудников компенсация, конечно же, должна быть конкурентной. Поэтому мы пересмотрели принципы компенсации и структуру зарплаты.

На начальном этапе это вызвало некоторое недоверие у персонала. Потому что у многих сотрудников фиксированный доход сокращался, и люди думали, что это делается намеренно, что зарплаты просто урезают. Но когда прошел первый период оценивания и те, кто показал отличные результаты, получили высокие бонусы, все успокоились.

То есть зарплаты в Укрпочте достигли уровня среднерыночных?

— Да. Но только у тех, кто выходит на целевой результат. Если человек получает просто фиксированную часть, то он проигрывает. Эта модель оплаты труда больше подходит для тех, кто уверен в себе, кто может работать на результат. Кроме того, она помогает привлечь в команду именно правильных людей.

Лучше меньше, но лучше

Сколько сейчас персонала в компании?

— 73 тыс. человек. Из них на полной занятости 54–55 тыс. Многие работники Укрпочты, особенно в сельской местности, до сих пор работают на неполную ставку. Это увеличивает расходы компании на обязательные выплаты в бюджет, поскольку ЕСВ, например, выплачивается в полном объеме (704 грн) за каждого сотрудника, независимо от того, работает он на полную ставку или на 0,25. Мы пытаемся эту ситуацию изменить. Объединяем доставочные участки, загружаем максимальное количество людей работой на полную ставку.

Кроме того, в сельской местности компания зарабатывает за счет торговли. В пяти регионах мы расширяем под нее складское хозяйство. Именно торговля позволяет сельскому почтальону получить дополнительный доход. Мы стараемся сохранить штат компании, а сокращения проводим в основном за счет административных центров. В частности, за этот год мы упразднили 35 из 140 таких центров.

А вот производственный персонал сейчас даже в дефиците. У нас открыты 238 вакансий на сортировочных объектах и 197 вакансий грузчиков. Особенно тяжело заполнить эти вакансии в Западной Украине, потому что многие уехали на заработки в Европу. Грузчики, водители, сортировщики, операторы в отделениях — все это персонал, который мы активно нанимаем. Даже пытаемся креативить в этом направлении. Например, запускаем программу "Приведи друга" (улыбается).

Что новенького?

— Судя по всему, в Укрпочте действительно происходит много изменений. А откуда на это берутся средства? Государство поддерживает компанию?

— Конечно, существует стереотип, что мы как госкомпания получаем дотации из бюджета. На самом деле (и это уникально даже среди европейских почтовых операторов) компания находится на полной самоокупаемости. Более того, некоторые сегменты Укрпочта даже дотирует, из-за того что корректировка тарифов часто задерживается, как например, это происходит с тарифами на доставку периодики.

Есть у компании также крупные инвестиционные программы. Например, с 2018 года мы будем активно развивать курьерскую доставку, то есть доставку "до двери". Сегодня на рынке доставки Украины перекос: подавляющее большинство клиентов забирает отправления в отделениях. Тогда как, например, живя в Сингапуре и активно покупая товары онлайн, я побывал в почтовом отделении всего два-три раза. Все остальное получал дома или в офисе. Для того чтобы развить новый перспективный сегмент, планируем приобрести на первом этапе до 700 новых автомобилей. Проект мы планируем реализовать совместно с ЕБРР.

С другим крупным институциональным инвестором мы рассматриваем возможность реализовать программу развития логистической сети и постройки новых сортировочных центров. Это тоже очень крупные вложения.

Активно работаем с лизинговыми компаниями, поскольку обновлять автомобильный парк за счет собственных средств тяжело. За девять месяцев этого года мы запустили в работу около 80 единиц транспорта, это больше, чем за последние пять лет вместе взятые. До конца года — начала следующего практически утроим эту цифру, и это не считая наш курьерский проект.

А как обстоят дела с международным направлением? Есть на нем подвижки?

— Пусть об этом судят клиенты, результат должен быть ощутимым для них. Сейчас идет тестирование нового продукта с Alibaba — AliExpress Saver. Он предусматривает своего рода промежуточное отслеживание посылки на основных этапах. Это промежуточное решение между более дорогим полным отслеживанием и его отсутствием в принципе, когда человек вообще не знает, когда посылка покинула Китай, когда поступила в Украину, и когда будет вручена.

Также мы активно улучшаем e-packet — продукт, который был разработан совместно с Китайской почтой и позволяет сократить срок доставки посылок из Поднебесной в два раза.

Что интересно, август стал первым месяцем, когда экспорт посылок из Украины по доходам в некоторые недели начал догонять и даже обгонять импорт. А еще недавно в такой потенциал экспортного направления мало кто верил. Даже в компании многие говорили, что "эти ваши вышиванки никто покупать не будет".

Страна хендмейда

Из Украины, надеюсь, экспортируют не только вышиванки?

— Как раз "этнического" товара из нашей страны за рубеж отсылается совсем немного — 5–10% от общего объема отправлений. В остальных случаях это, в основном, украинский хендмейд. Например, одна из наших клиенток живет в Мариуполе и делает шкатулки ручной работы. Она продает их на Etsy, Еbay, Amazon, и продает довольно успешно. Также за рубеж пересылают много украшений, одежды, произведенной в Украине. Шлют даже некоторые продукты питания. Например, с этой целью услугами Укрпочты уже воспользовались производители меда, которые хотят выйти на рынки стран ЕС и США, производители натуральных сладостей.

Но звезды экспорта — это, конечно же, украинский стартап Ugears, который в прошлом году стал одним из самых успешных на краудфандинговой площадке Kickstarter. В том числе и с помощью пересылок своей продукции через Укрпочту они уже привлекли больше $1 млн финансирования. Например, в Китае компания даже "переросла" почтовый формат, работает с большими дистрибуторами и шлет свои товары контейнерами. Объемы же поменьше доставляем мы. У нас с Ugears сейчас большое маркетинговое партнерство, чтобы вдохновить их примером максимальное количество начинающих предпринимателей.

Вообще, мы всей душой болеем за наших производителей. Укрпочта уже провела около 10 разных экспортных школ, на которых мы собираем украинских производителей и рассказываем им, как продавать продукцию на международных площадках, про особенности оплаты и доставки.

Это пример того, как команда горит своим делом, верит в то, что развитие экспорта важно не только для Укрпочты, но и для тысяч предпринимателей по всей стране и достигает высоких результатов, хоть изначально в международном направлении акцент ставился на импорте из Китая.