Разделы
Материалы

Продолжение БАНКета: государство потратит 44 млрд. гривен, чтобы войти в капитал проблемных банков

Государство потратит 44 млрд. гривен, чтобы стать акционером проблемных банков. Вкладчикам если и станет легче, то не раньше чем через полгода

У банковской системы остался последний шанс – рекапитализация крупнейших банков (государство дает банку денег и за это становится его акционером). Такой вывод напрашивается после заявлений руководства страны и самих банкиров. 2 апреля правительство и Нацбанк приняли совместное постановление о порядке рекапитализации проблемных банков. "Речь идет о выкупе правительством контрольных пакетов акций таких банков", – отметила Юлия Тимошенко.

Увеличение капитала банков позволит им возобновить свою платежеспособность, утверждают банкиры и чиновники. "Мы сделали прогноз состояния капитала и разрыва ликвидности и, принимая во внимание нарастающий уже полгода кризис, пришли к выводу, что нам необходима такая мера, как рекапитализация", – рассказывает Фокусу председатель правления банка "Финансы и кредит" Владимир Хлывнюк. Банкир ожидает окончательного решения властей в течение двух недель.

Правительство располагает весьма ограниченными ресурсами: в бюджете на эти цели предусмотрено 44 млрд. грн. (около 2–3% ВВП). Из 26 коммерческих банков, которые соответствуют критериям для проведения рекапитализации, максимум восемь могут рассчитывать на нее за счет госбюджета, утверждает первый заместитель председателя НБУ Анатолий Шаповалов. О намерении получить поддержку от государства уже публично заявили банк "Киев", Укрпром-банк, Надра Банк, Родовид Банк, Укргазбанк, банк "Финансы и кредит" и одесский Имэксбанк.

"Банк проведет эмиссию, и государство выкупит пакет 50% плюс одна акция", – объясняет предложенную властями схему Владимир Хлывнюк.

"По украинскому законодательству схема выглядит как создание совместного предприятия, но по факту рекапитализация является частичной национализацией", – считает директор Международного института приватизации, управления собственностью и инвестиций Александр Рябченко.

Национализация и частичное государственное участие используются ведущими странами для борьбы с кризисом с прошлой осени. На увеличение капиталов частных банков и компаний в мире было потрачено $1,4 трлн. Только правительство США выделило на докапитализацию $714 млрд. и купило активов на $663 млрд.

В марте премьер Тимошенко пригрозила, что предприятия, которые задерживают зарплату и увольняют большое количество сотрудников, также будут национализированы.

"Национализация – наиболее эффективный способ борьбы с кризисом при капитализме. Однако настоящая борьба сегодня разворачивается вокруг вопроса о том, в чьих интересах и за чей счет будет происходить национализация", – считает директор Института глобализации и социальных движений (Москва) Борис Кагарлицкий.

Вхождение государства в капитал банков полностью соответствует интересам их собственников. Во время экономического бума они предпочитали получать прибыль без участия государства. Сейчас, когда у банков масса долгов, их акционеры пытаются переложить груз проблем на бюджет и налогоплательщиков.

Чиновники пока молчат о том, смогут ли вкладчики банков, в капитал которых войдет государство, получить свои деньги. Ведь процедура рекапитализации предполагает введение в банк временной администрации НБУ, которая немедленно вводит мораторий на удовлетворение требований кредиторов сроком на полгода. Говоря проще, нынешний сценарий означает, что вкладчикам придется подождать.

В государственные руки
"Белый" список банков, которые будут рекапитализированы, должны обнародовать со дня на день. Но чиновники Кабмина и НБУ медлят. Поговаривают, что они ждут, когда заявку на рекапитализацию подаст ПриватБанк, крупнейший по размерам активов и депозитов. В ПриватБанке утверждают, что в государственных вливаниях не нуждаются. "Заявку на рекапитализацию банк не подавал. Комментировать чужие заявки и заявления правительства по этому вопросу считаю нелогичным, поскольку практических шагов не было, а комментировать планы не совсем корректно, они могут измениться в любой момент", – заявил Фокусу председатель правления ПриватБанка Александр Дубилет.

Банкиры считают, что чем раньше произойдет рекапитализация, тем лучше. И предостерегают, что затягивание вопроса приведет к увеличению необходимых вложений государства. "Когда банк проходил стресс-тестирование, сумма, необходимая для увеличения капитала, была в 3–4 раза меньше, чем сейчас. И она продолжает увеличиваться. Никто не мог ожидать, что отток средств из банков будет столь масштабным и что возвраты кредитов станут проблематичными в 2008–2009 годах", – говорит Владимир Хлывнюк. По мнению банкира, ситуация в банковской сфере требует быстрых и эффективных решений: "Опыт кризисных месяцев показал, что вести переговоры и привлечь в банк сразу четырех-пятерых акционеров нереально, тем более что западный инвестор не работает со скоростью, адекватной переменам сегодняшнего времени".

Впрочем, иностранных инвесторов можно понять. Украинская банковская система в глубоком кризисе, и платить живые деньги за банки, на балансе которых огромные долги, – себе дороже.

Исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко считает, что накануне рекапитализации собственники банков могут вывести хорошие активы в связанные компании, а весь неликвид оставить государству.

В чью пользу
Однако главная интрига рекапитализации не там, где ее ищут. Вопрос не столько в том, когда и в какие банки войдет государство, сколько в том, как и в чьих интересах правительство станет ими управлять. Сейчас Кабмин определился только с тем, что контролировать использование средств, которые поступят из госбюджета на увеличение капитала, будет чиновник, направленный из правительства в банк. "Мы загоним туда большие деньги, поэтому обязательно будет представитель от правительства", – говорит и. о. главы Минфина Владимир Матвийчук. Чиновник признается, что механизм контроля над банками со стороны правительства еще нуждается в доработке.

"Если государство вошло в бизнес и получило контрольный пакет, это значит, что все важнейшие решения принимаются государством", – отмечает Александр Рябченко. Однако не секрет, что украинские чиновники не так уж редко действуют вопреки государственным интересам. Даже если компания формально находится в руках государства, то, как правило, управление осуществляют крупные бизнес-структуры.

Условия для этого создаются, похоже, уже сейчас, ведь руководить рекапитализированными банками будут выходцы из коммерческих банков. "Нынешних руководителей этих банков необходимо заменить. Но сможет ли государство найти более опытного управленца, который не был бы выходцем из частного банка?" – задается вопросом Олег Устенко. По его мнению, налогоплательщики смогут рассчитывать разве что на то, что зарплаты топ-менеджмента в банках будут уменьшены.

Эксперты утверждают, что на рекапитализации государство сможет заработать, продав купленные акции после окончания кризиса, когда банковский бизнес снова станет прибыльным. Но пока речь идет скорее об убытках. К тому же нет никаких гарантий, что в будущем, когда банки снова начнут получать прибыль, частные акционеры не вытеснят государство из банков. Достаточно вспомнить, что многие действующие банки, в том числе и те, что подали заявки на рекапитализацию, в прошлом имели в числе своих учредителей и акционеров государственные структуры. У госкомпаний были пакеты акций в Надра Банке, банке "Финансы и кредит", в Укргазбанке и других. Однако со временем государственные пакеты размывались и уменьшались до тех пор, пока их роль не свелась к минимуму.

"Если государство коррумпировано, то всегда есть возможность договориться группе лиц и размыть пакет государства", – отмечает Александр Рябченко. А это значит, что в будущем государство может лишиться контроля над банками, на поддержку которых сегодня расходуются десятки миллиардов.