Разделы
Материалы

Фишка Украины. Кто попал в список "креативных профессий", который составил Кабмин

Мария Бабенко
Фото: Getty Images

Что общего у копирайтера, программиста, иллюстратора детских книжек, реставратора и художника-ювелира? Все они, согласно видению Кабмина, отныне работают в креативной сфере

Заимствованное из английского языка слово "креатив" в постсоветские страны пришло лет двадцать назад. Практически с чистого листа начали формироваться рынки медиа, рекламы, дизайна, а новые течения в искусстве смели доселе единственно возможный соцреализм. Определение "креативный" стало противопоставлением шаблонному, несвободному, совковому. Со временем это сленговое понятие стало не только общеупотребительным, но и перекочевало в официальный лексикон. В июне 2018 года определение "креативные индустрии" украинский парламент закрепил на законодательном уровне, внеся соответствующие изменения в Закон Украины "О культуре". Согласно этому документу к креативным относятся "виды экономической деятельности, которые имеют потенциал к созданию добавленной стоимости и рабочих мест через культурное или креативное выражение, а их продукты и услуги — следствие индивидуального творчества, навыков и таланта".

В конце апреля 2019-го Кабмин издал Распоряжение "Об утверждении видов экономической деятельности, которые относятся к креативным индустриям". К этому документу прилагается список из нескольких десятков профессио­нальных сфер, которые украинское правительство отныне считает креативными. Согласно объяснениям Кабмина, составление подобного перечня позволит определить вклад креативных индустрий в ВВП страны, а также количество предприятий и работников, занятых в этих сферах.

И швец, и жнец, и на дуде игрец

Список Кабмина насчитывает 34 позиции. Многие из них у широких масс вряд ли ассоциируются с креативной экономикой. Перечень начинается с таких специализаций, как производство ювелирных изделий, бижутерии и музыкальных инструментов. А замыкают список библиотеки, архивы и музеи — заведения, в украинских реалиях чаще всего выступающие оплотом консерватизма.

Вместе с тем в списке Кабмина нашлось место и для "креативщиков" в классическом понимании этого слова. Речь идет о рекламе, связях с общественностью, дизайне, фотографии, архитектуре, радио, телевидении, издательском деле. Авторы документа не обошли стороной и высокое искусство: кино, театр, художественную деятельность. Последнее размытое определение вполне можно применить к живописцам, графикам, скульпторам и иллюстраторам.

По итогам 2018 года объем экспорта IT-услуг из Украины составил $4 млрд, или 4% ВВП государства. В 2020 году ожидается рост этого показателя до $5,4 млрд

В списке креативных индустрий нашлось место не только "лирикам", но и "технарям": издателям компьютерных игр и программного обеспечения, компаниям, специализирующимся на программировании и консультировании по вопросам информатизации.

Евгения Лугановская, координатор IT-комитета Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА), отмечает, что составленный чиновниками список индустрий практически идентичен тому, что предлагает департамент цифровых технологий, культуры, медиа и спорта (Department for Digital, Culture, Media and Sport) Великобритании. "Но есть несколько направлений, в которые было бы целесообразно добавить, например, научную деятельность, в частности R&D (исследования и разработки. — Фокус) и биотехнологии, — продолжает Лугановская. — Эти передовые отрасли направлены на преодоление глобальных проблем и требуют необычного, креативного подхода".

В списке Кабмина фокус сделан на видах экономической деятельности, указывающихся при регистрации предприятий. Однако при таком подходе неучтенными могут оказаться "креативщики", которые трудятся не в "профильных" компаниях. "Кроме определения "креативные индустрии" в мире употребляют понятие "креативная профессия вне креативной индустрии", — говорит Степан Веселовский, гендиректор львовского IT-кластера. — Таких людей также относят к участникам креативных индустрий, о чем, в частности, говорится в исследовании креативной индустрии Швейцарии". В качестве примера можно привести сотрудников IT-отделов финучреждений, которые формально к креативному классу не относятся, но вместе с тем мало чем отличаются от сотрудников IT-компаний.

Ольга Афанасьева, исполнительный директор UVCA, указывает, что креативная экономика ежедневно создает новые отрасли и профессии, поэтому их перечень никогда не будет полным — как в Украине, так и за рубежом.

Креативный вклад

Список креативных индустрий в Украине, в частности, составили для того, чтобы подсчитать их вклад в экономику государства. Так как эта работа еще не проделана, сегодня возможны только предварительные и фрагментарные оценки.

"Сегментация креативных индустрий в Украине и других странах в целом похожа, — говорит Евгения Лугановская. — На первом месте находятся именно IT и реклама, а среди других индустрий важны исторически сложившиеся конкурентные отрасли — например, киноиндустрия в США, телевидение в Великобритании, мода во Франции и т. п.".

В Украине развитый и конкурентный на мировой арене IT-рынок занимает львиную долю креативного сектора экономики. По данным совместного исследования UNIT.City и фонда WNISEF, в стране работают 4 тыс. IT-компаний, в которых трудятся около 180 тыс. разработчиков. С таким потенциалом исследователи называют Украину наибольшим экспортером IT-услуг в Европе. По итогам 2018 года объем экспорта IT-услуг из Украины составил $4 млрд, или 4% ВВП государства. В 2020 году ожидается рост этого показателя до $5,4 млрд, в 2025-м — до $8,4 млрд. То есть вклад IT-сектора в экономику более чем заметный.

Так как в больших городах Украины начали формироваться IT-кластеры, нельзя недооценивать роль креативной индустрии в развитии регионов. Например, во Львове, согласно исследованиям IT Research 3.0, насчитывается около 21 тыс. IT-специалистов. Кроме того, они создали 3,1 тыс. дополнительных рабочих мест в других смежных индустриях. Как отмечает Степан Веселовский, совокупный экономический эффект отрасли для Львова составил $919 млн.

Развит в Украине и рекламный рынок. По данным Всеукраинской рекламной коалиции, объем рынка медиарекламы в 2018 году составил 17,5 млрд грн (около $670 млн), маркетинговых сервисов — 5,3 млрд грн (около $204 млн), PR-услуг — 900 млн (около $34,5 млн).

О показателях других отраслей, попавших в список креативных индустрий, судить сложно из-за отсутствия системных исследований. Возможно, после более детального изучения этой сферы на государственном уровне удастся выделить новые перспективные направления и точки.

Стоит отметить, что многие сферы деятельности, которые оказались в списке креативных индустрий, не насыщают экономику деньгами, а требуют государственной поддержки и финансирования за счет бюджетных средств. Это кинопроизводство, театры, музеи, библиотеки.

Холить и лелеять

"Стремительное развитие IT-индустрии в стране стало возможным благодаря лояльной политике формирования налоговой нагрузки для представителей отрасли, — считает Степан Веселовский. — Выигрыш от этого в том, что пул мобильных молодых людей, которые могут работать где угодно, остается в Украине".

Некой фишкой Украины для креативного класса стала возможность регистрироваться в качестве физлица-предпринимателя (ФЛП) и работать на упрощенной системе налогообложения. Такой формат удобен как для айтишников, так и для многих других представителей творческих профессий. Поэтому главное, что государство может сделать для развития креативной экономики, — не мешать. "Иногда помощь может заключаться лишь в поддержании существующих условий — например, в сохранении или постепенном, медленном повышении единого налога", — говорит Яника Мерило, советник львовского городского головы.

Инфографика: Оксана Грозная

Впрочем, одной лишь политики невмешательства государства недостаточно. Во многих странах развитие креативной экономики стимулируют государственные и муниципальные программы. В качестве примера Степан Веселовский приводит эстонский проект e-Residence, благодаря которому в стране сформировалась мощная стартап-экосистема, и декрет "О развитии цифровой экономики" в Беларуси, который продлевает до 2049 года специальный стимулирующий правовой режим для Парка высоких технологий.

Поддерживают в мире не только IT, но и другие креативные индустрии. Яника Мерило приводит в пример Великобританию, где действуют специальные программы развития культурных кластеров, создан UK Games Fund, оказывающий финансовую поддержку производителям видеоигр, и, наконец, существуют льготы для производства телепродукта.

Одним из направлений государственной поддержки креативных индустрий также может стать развитие внутреннего рынка инноваций. "Представители креативных индустрий в Украине часто работают на экспорт для развитых стран. Это обеспечивает поступление валюты, стимулирует рост экономики, повышает имидж украинских специалистов, — рассказывает Владимир Юмашев, партнер и лидер группы по оказанию услуг клиентам в сфере ТМТ-компании "Делойт" в Украине. — Но хотелось бы большей фокусировки на внутренний рынок для повышения конкуренто­способности страны на глобальной экономической арене". Для этого собеседник Фокуса рекомендует предусмотреть специальные программы для представителей креативных индустрий, работающих на внутренний рынок.

Также государству важно не только препятствовать утечке мозгов, но и переманивать к себе лучшие головы со всего мира. По словам Владимира Юмашева, некоторые страны предлагают абитуриентам, ориентирующимся на креативные индустрии, бесплатное обучение и адаптацию, предоставляют особые типы виз и упрощенную натурализацию для успешных профессионалов. Оставаясь одной из немногих демократических стран на постсоветском пространстве, Украина вполне могла бы стать своеобразным магнитом для талантов из соседних стран. Но для этого необходимы специальные программы, а не жесткая миграционная политика. Одним словом, государство из развития креативных профессий может извлечь массу пользы. Главное, чтобы интерес к ним у чиновников не ограничился составлением вышеупомянутого списка.