Разделы
Материалы

Украинцы в этом году уже принесли кинопрокатчикам дополнительный $1 млн.

Украинцы стали активнее ходить в кинотеатры и в этом году уже принесли кинопрокатчикам дополнительный $1 млн.

Столичный кинокритик Глеб Гусев ходит в кино три раза в неделю, совмещая отдых и работу. Поэтому со знанием дела констатирует: кризис не подкосил ряды любителей посмотреть кино на больших экранах. Наоборот, воодушевил их на более активное посещение кинотеатров.

"Все подорожало, кроме билетов, которые если и выросли в цене, то незначительно. Вот зритель и потянулся в залы смотреть кино на большом экране", – рассказывает Богдан Батрух, руководитель сети "Кинопалац" (включает 14 кинотеатров в 10 городах Украины).

Эти наблюдения подтверждает и статистика. Количество посетителей украинских кинотеатров по сравнению с прошлым годом выросло на треть и уже перевалило за 6 млн. человек, свидетельствуют данные Международной ассоциации кинопроизводителей. По подсчетам организации, доходы украинских кинопрокатчиков при этом выросли на 61%. Всего с начала года они выручили 168 млн. грн.

Позволительная роскошь
"Быть может, людям просто скучно сидеть по вечерам дома и пересчитывать свои сбережения, возьмут да и сходят в кино", – шутя называет еще одну причину неожиданного успеха г-н Батрух.

К тому же другие развлечения стали для украинцев менее доступными. "Люди, которые раньше проводили свободное время в ночных клубах, боулингах, переключись на кино – оно обходится дешевле", – отмечает Сергей Стронов, директор компании "Киносвит".

"Даже если цены на билеты растут", – подтверждают в столичном кинотеатре "Украина". Тут Фокусу сообщили, что хоть стоимость билетов и выросла на 5 грн., на количестве посетителей и сборах это никак не отразилось.

Генерального директора сети "Мультиплекс-холдинг" Антона Пугача (у него 8 кинотеатров в шести городах Украины) увлечение украинцев кино не удивляет. Он считает, что во время экономических неурядиц люди склонны отвлекаться от проблем с помощью киноискусства. "Это характерно для Европы и США еще со времен Великой депрессии", – отмечает он.

Впрочем, на что угодно зрители деньги тратить не готовы. По наблюдениям Глеба Гусева, украинцы все-таки склонны экономить на фильмах второго и третьего эшелона. "Пожалуй, люди стали реже ходить на проходные, ничем не примечательные фильмы", – считает он. В качестве примера критик приводит российский "Самый лучший фильм – 2", на недавнем показе которого в одном из столичных кинотеатров зрителей в зале почти не было. "А вот большому голливудскому кино, в котором задействованы звезды – актеры и режиссеры, пустые залы не грозят", – уверен г-н Гусев.

Впрочем, если посчитать доходы кинотеатров в долларовом эквиваленте, то рост окажется не таким впечатляющим – всего около $1 млн. Скорее всего, этим заработкам киноиндустрия обязана именно столице: здесь на фоне высокого уровня цен на товары и услуги поход в кино не кажется непозволительной роскошью. В регионах ситуация несколько иная.

"Посещаемость наших кинотеатров сильно упала. У людей стало меньше денег, они просто не могут заплатить за билет", – делится своими наблюдениями с Фокусом Кирилл Данилов, соучредитель сети "Киносистема", владеющей семью кинотеатрами в Днепропетровске, Запорожье и Полтаве.

Подвел язык
До недавних пор более 50% рынка украинского кинопроката контролировали пять сетей мультиплексов и кинотеатров: "Баттерфляй", "Одесса-Кино", "Кинопалац", "Линия Кино" и "Мультиплекс-Холдинг". Сборы от проката фильмов делились поровну между кинотеатрами и компаниями-дистрибьюторами, которые договаривались со студиями-производителями и занимались рекламой кинолент.

С прошлого года Министерство культуры обязало всех кинопрокатчиков дублировать или озвучивать на украинском языке фильмы иностранного производства. И это нововведение положило начало перестановке сил на рынке.

Теперь дистрибьюторы вынуждены тратиться еще и на перевод. "Качественное дублирование одного фильма обходится в $15–25 тыс., и такие расходы оказались далеко не всем по зубам", – констатирует Антон Пугач из "Мультиплекс-Холдинга". По его словам, именно из-за этого в Днепропетровске с начала года закрылись кинотеатры "Спутник", "Красногвардеец" и "Салют".

К тому же из-за украинизации пострадал "более требовательный зритель", не жалующий массовую продукцию Голливуда, переживает г-н Пугач. Адаптацию "интеллектуальных" картин теперь почти невозможно окупить, уверен он. В качестве примера Антон Пугач приводит киноленты "Сумерки" и "Вики Кристина Барселона", от которых большинство кинотеатров были вынуждены отказаться. Именно поэтому с прошлого года до Украины "не довезли" около сотни отличных иностранных фильмов, которые появились на соседнем российском рынке. "А на эти фильмы пришлось 15% валового дохода в кинопрокате России", – переживает он.

А вот сеть "Кинопалац" от украинизации только выиграла, считает г-н Батрух. Дело в том, что связанная с этой сетью компания B&H Film Distribution (имеет эксклюзивные права на прокат картин студий Disney и Dream Wоrks) открыла собственную студию дубляжа. И они сразу начали записывать звук в формате Dolby – раньше такое умели делать только за границей.

Хотят расти
Годовой оборот отечественной индустрии относительно невелик. Он составляет $65 млн., тогда как в России – около $800 млн., то есть в 12 раз больше. По данным директора компании "Киносвит" Сергея Стронова, сейчас в Украине 148 кинотеатров, в которых работают 273 кинозала. Большая часть из них расположена в городах-миллионниках и областных центрах. Минимальное требование сетевиков – население города должно быть не менее 300 тыс. человек. Поэтому районным центрам кинотеатры пока не грозят. А вот рынки крупных городов страны владельцы киносетей осваивают с удовольствием – в этом году, например, открылся новый кинотеатр в Харькове.

До недавних пор рост количества торгово-развлекательных комплексов стимулировал появление новых кинотеатров в спальных районах больших городов. По оценкам экспертов, кинотеатр в таком случае собирает до $100 тыс. в месяц, а его рентабельность достигает 15–20%. "Объективно кинотеатр притягивает людей, служит якорем для торгово-развлекательного центра. Не все это понимают, хотя вменяемые девелоперы постепенно начинают снижать расценки", – говорит Кирилл Данилов.

Представители киноиндустрии надеются, что падение ставок аренды позволит им в будущем открывать новые кинотеатры. Однако по количеству кинотеатров на душу населения Украина сильно отстает от других стран. В самой благополучной в плане развлечений столице на 100 тысяч киевлян приходится 1,37 кинозала. В других же европейских городах – минимум в 2,5 раза больше. В Украине в этом году новый кинотеатр появился лишь в Харькове.

Доход кинотеатров
Кинотеатры зарабатывают на продаже еды, напитков и рекламе почти столько же, сколько на кинопрокате
Еда и напитки 30%
Билеты на фильмы 55%
Реклама 15%
Источник: данные участников рынка

Виталий Атанасов

Кино, афиша кинотеатров, премьеры фильмов, расписание сеансов в кинотеатрах Киева и Украины