Аномально жаркий май показал, что украинцы, беспокоясь о здоровье, чаще утоляют жажду не сладкой газировкой, а «минералкой». Специалисты прогнозируют, что в 2010 г. мы будем пить вдвое больше бутилированной воды, отдавая предпочтение негазированной
Когда в майские дни столбик термометра уходил за 30 град. С, бармену одного из столичных кафе Светлане Леонтьевой пришлось заказывать дополнительные партии пол-литровых пластиковых стаканчиков. Но вовсе не из-за пристрастия клиентов к пиву. "Посетители в эти жаркие дни предпочитали пить соки и холодную "минералку". Многие заказывали сразу по два стакана воды, вот мы и предлагали им утолить жажду из нетипичной тары", – говорит бармен.
Для многих производителей живительной влаги жара тоже оказалась неожиданной. "Водные" полки магазинов, а также холодильники опустошались за несколько часов, вынуждая подсобщиков периодически подносить со склада все новые паллеты с бутылками. "Объем продаж минеральной воды за май вырос более чем на 50% по всем торговым маркам в сравнении с предыдущим месяцем и почти в два раза – по сравнению с маем 2005 г.", – сообщила Фокусу Светлана Фролова, начальник отдела маркетинга ООО "Биотрейд" (ТМ "Знаменівська", "Калипсо" и "Два Океана"). Особенно популярна во время зноя вода в емкостях небольших объемов – это удобнее для пользования "на ходу". Так, в компании "Аква-Эко плюс" сообщили, что именно пол-литровые "Трускавецька Аква Еко", "Малятко" и "Чистый Ключ" продавались лучше всего: в среднем, их реализация в мае выросла на 46-52%.
Даже у такого монстра "водной промышленности", как компания IDS, на складах заметно уменьшились запасы "Моршинской", "Миргородской" и продукции других торговых марок разного литража, выпускаемых предприятиями этой группы. "Завод (в Моршине – Фокус) вышел на рекордные 20 млн. литров в месяц, и продалось все", – подчеркнул генеральный директор IDS Group Николай Кмить.
Но если те, кто разливает воду в бутылки, сумели адаптироваться к повышенному спросу, то система доставки "минералки" потребителям – нет. "Автомобильный транспорт Украины в этот период стал самым узким местом для производителей минеральной воды. Потому что когда все в один момент захотели вывезти и пиво, и воду, и водку, транспорта не хватало", – отмечает г-н Кмить.
Вопрос доставки – один из наиболее ключевых для рынка минвод. Ведь потребитель и изготовитель, как правило, находятся в разных концах страны. Так, в производстве минеральной воды лидирует Львовская область – здесь выпускают почти 16% всей украинской бутилированной воды, а в потреблении – столица, за которой следуют Восток и Юг. Причем важно не просто привезти минводу в город, но и распределить ее по многочисленным точкам продажи. Ведь, несмотря на постоянное увеличение количества супермаркетов, 47% упакованных вод продается через обычные магазины.
Война водопроводу
Но даже если температура снизится, это отнюдь не будет означать снижения интереса к "минералке". Ведь в Украине с каждым годом все более отчетливо просматривается европейская тенденция перехода на бутилированную воду. По разным оценкам, этот рынок ежегодно увеличивается на 15-17%. Причем, несмотря на то, что сезоном потребления минералки считается период с начала мая до середины ноября, а пик ее покупок – лето, в последнее время разница между объемами реализации в летний и зимний периоды значительно сгладилась.
Правда, в отличие от Европы, которая более 50 лет активно пьет из бутылок, в нашей стране культура потребления упакованных питьевых вод только формируется – еще недавно такая вода воспринималась большинством соотечественников скорее как атрибут праздничного стола. И даже в подобных случаях предпочтение отдавалось сладкой газировке перед минералкой. "Теперь же украинские потребители постепенно начинают воспринимать минеральную воду как ежедневный, а не как застольный продукт", – отмечают в компании "Аква-Эко-Плюс".
Если в 2005 г. ее потребление на душу населения составляло 26,1 л, то в прошлом году этот показатель составил уже 30,8 л. Конечно же, до европейских уровней нам еще далеко. Например, в Италии, а это мировой лидер по потреблению бутилированной воды, приходится почти 200 л на человека в год. Только одна известная компания San Benedetto разливает 1,3 млрд. литров воды ежегодно. Для сравнения, в 2006-м весь рынок упакованных вод в Украине составил 1,44 млрд. литров.
И все же тенденция налицо. Так, в нынешнем году производители прогнозируют очередной скачок потребления минводы в Украине – до 35,7 л. Это связывают с улучшением благосостояния и возможностью уделять больше внимания здоровому образу жизни, неотъемлемая часть которого – потребление высококачественной воды.
Поэтому в последнее время потребители все больше предпочитают более дорогой, но и более надежный вариант – покупать питьевую бутилированную воду. Исходя из исследований, она безвредна по химическому составу, в ней нет болезнетворных организмов. Многим горожанам нравится готовить именно на такой воде – говорят, даже чай и кофе в этом случае имеют гораздо лучший вкус.
Пузырьки уходят в прошлое
Для приготовления пищи, конечно же, используется негазированная вода. А украинский потребитель, как, впрочем, и его "коллеги" по постсоветскому пространству, в силу многолетней привычки склонен пить газировку. Поэтому в общем объеме потребления упакованной воды доля негазированной пока невелика. Так, в прошлом году соотношение газированной и негазированной воды составляло 82% к 18%. Здесь нам еще только предстоит догнать Европу, где соотношение обратное – 20% к 80%. Скорее всего, это будет сделано, ведь европейские привычки постепенно укореняются и у нас. Кроме покупателей, использующих "тихую" воду на кухне, многие компании покупают питьевую воду для сотрудников. Поэтому вода без газа ежегодно отбирает у газировки в среднем по 3% рынка.
Следует также отметить, что в бутылки попадает вода как природная (изначально чистая и полностью сохраняющая свою структуру), так и подготовленная – когда на основании сложных исследований подбирается специальный комплекс фильтров, которые очищают воду из конкретной скважины. Кстати, по словам представителя итальянской компании Sipa Андреа Капра, у него на родине вообще запрещен разлив обработанной воды.
Но украинцы традиционно предпочитают отечественных производителей "живительной влаги". Согласно оценкам компании ACNielsen Ukraine, в газированном сегменте сегодня лидирует "Миргородская" (9,2% рынка), в негазированном – "Моршинская" (29,4%). На втором месте Coca-Cola вместе с ТМ Bonaqua (9,7% рынка), а далее идут Царичанский завод, концерн "Эрлан" и "Росинка". Хотя лидеры рынка периодически укрепляются, поглощая небольших производителей, отечественным любителям чистой воды есть из чего выбирать. В нашей стране зарегистрировано более 650 наименований минеральной воды, из которых все время в производстве не менее половины.
Какая бывает вода
ПитьеваяМинеральнаяСтоловаяЛечебнаяЦентр потребительских экспертиз "Тест"На растущий спрос изготовители отвечают постоянным увеличением производственных мощностей. К примеру, группа IDS в конце прошлого года модернизировала предприятие по разливу "Миргородской". А 1 июня открылся новый завод по производству "Моршинской" – его три линии разливают воду в 0,5 л, 1 л, 1,5-литровые, 3- и 6-литровые PET-бутылки, а также в пол-литровую стеклянную тару, и способны разливать в сутки 900 тыс. л воды. "Объем производства возрастет с прошлогодних 140 млн. литров до 180 млн. до конца этого года", – сообщил Фокусу гендиректор IDS.
Крутая минералка
Наряду с расширением сегмента негазированной воды также наблюдается тенденция снижения доли масс-сегмента (от 1,5 грн./л) упакованных вод и увеличения удельного веса sub-premium и премиум-сегментов (от 2,5 грн./л и от 5 грн./л соответственно).
В них представлены та же "Моршинская" в пол-литровой стеклянной бутылке, "Миргородская" в стекле 0,33 и 0,7 л, а также импортные минводы: Evian, Perrier и "Боржоми".
В отличие от массового сегмента, в премиум-сегменте украинского рынка сильны иностранцы. Например, грузинская "Боржоми" заметно укрепила свои позиции после того, как год назад Россия запретила ее импорт на свою территорию. По итогам 2006 г. доля "Боржоми" в сегменте premium-вод на рынке Украины составила 68%. Впрочем, продвигает здесь грузинскую воду все та же IDS Group, – которая выступает партнером производителя "Боржоми", компании Georgian Glass&Mineral Water (GG&MW).
Но лавры знаменитого грузинского бренда не дают покоя конкурентам. О желании увеличить свое присутствие на нашем рынке заявил и российский производитель ОАО "Нарзан". Сейчас эту воду, хорошо известную старшему поколению, никак нельзя назвать лидером продаж в Украине. Но "Нарзан" собирается вложить в продвижение $150 тыс. и достигнуть оборота на украинском рынке порядка миллиона долларов. По оценкам руководителей "Нарзана", premium-сегмент у нас сегодня самый перспективный и в последнее время растет на 15-20% в год.
Но отечественные игроки не воспринимают планов россиян всерьез, считая, что расклад среди крупнейших производителей минводы в ближайшей перспективе вряд ли поменяется. Например, "Нарзан" уже четыре года продается в Украине. Несколько лет назад ожидался выход воды под ТМ Aqua Minerale (компания Pepsico), но этого так и не случилось. Г-н Кмить полагает, что виной тому низкая прибыльность на нашем рынке. Вместе с солидными затратами на рекламу для выхода на новый рынок это достаточно веские причины, чтобы Украина перестала интересовать компанию.
Однако, по мнению и экспертов, и участников, отечественный рынок минералки становится все более похожим на европейский. Конечно, "перепить" жителей Апеннин нам в обозримом будущем вряд ли удастся. Но производители полагают, что украинский рынок имеет все шансы вырасти еще приблизительно вдвое. Тогда потребление бутилированной воды достигнет польского уровня – около 60 л на душу населения в год.