Разделы
Материалы

Бензин по 30, ДТ по 27. Эксперты и бизнес о том, кто выиграет от госрегулирования цен

Дарья Бережная, Наталия Богута
Фото: Экономическая правда | Цены на бензин не могут превышать 5 грн/л, на дизтопливо - 7 грн

Кабинет министров ввел государственное регулирование цен на топливо — с 15 мая.

14 мая на внеочередном заседании правительства приняты изменения в постановление №1236 от 9 декабря 2020 года Согласно новой редакции документа и информации на сайте Кабмина, на период действия карантина будут установлены предельные уровни торговой надбавки к средней цене дизельного топлива: не выше 7 грн/литр. И бензина: не выше 5 грн/литр.

При этом средняя стоимость дизтоплива (ULSD 10 ppm) и бензина (GASOLINE 10 ppm), включающая таможенные платежи (акцизный налог и НДС), должна рассчитываться на основании данных Platts CIF NWE за предыдущий календарный месяц/декаду.

Осуществлять расчеты обяжут НАК "Нафтогаз Украины", компания будет их предоставлять Минэкономики не позднее 3 числа каждого месяца, а последнее — публиковать средние цены одного литра ДТ и бензина до 5 числа каждого месяца.

Согласно этим расчетам, средняя цена дизельного топлива на май с учетом предельной наценки должна составлять 27,89 грн/л, бензина – 30,22 грн/л.

Информация о средней стоимости 1 л дизельного топлива и бензина будет публиковаться на сайте Минэкономики ежемесячно до 3, 13 и 23 числа. Постановление вступает в силу со следующего дня после опубликования, то есть с 15 мая.

Пояснение от правительства: "Вынужденный шаг на время карантина"

Министр экономики Игорь Петрашко заявил, что введение предельных торговых надбавок на топливо – это вынужденная и временная мера на период карантина.

"Это ответ на необоснованный рост цен на топливо в розничных сетях. Правительство за здоровую и прозрачную конкуренцию на рынке топлива. Но в то же время, правительство будет защищать простых потребителей, которые и так пострадали от вынужденного карантина. Предельный размер торговой надбавки сделает невозможным манипуляцию ценами, стабилизирует рынок розничной торговли горючим и введет прозрачный механизм ценообразования", – считает Петрашко.

А председатель Комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев заявил, что такое решение позволит предотвратить необоснованный рост цен на топливо в розничных сетях.

"Шаг вынужденный и временный на время карантина. Средняя цена определяется от международной цены стран-соседей", — пояснил он.

Данил Гетманцев также отметил, что, по данным Госстата, с начала года средняя цена на бензин А95 возросла на 15,4%.

Реакция бизнесменов: "Это политическое решение"

Европейская Бизнес Ассоциация (ЕБА) оказалсь недовольна таким решением и уже призывает Кабинет министров отменить постановление о госрегулировании цен на топливо. В ЕБА убеждены, что постановление негативно сказывается на рынке топлива и в выигрыше остаются только нелегальные АЗС.

В ЕБА подчеркнули, что постановление о госрегулировании цен на топливо противоречит Соглашению об ассоциации между Украиной и ЕС. Оно "нивелирует роль рынка как основного регулятора рыночных отношений и будет способствовать вмешательству государства в экономические бизнес-процессы".

Также постановление, по данным ЕБА, приведет к убыткам для бизнеса, а, соответственно, и отразится на налоговых поступления в государственный бюджет.

"В проигрыше будут все. Единственный, кто одержит победу – теневой бизнес с сомнительным качеством горючего, с которым так активно пытается бороться страна", – отметили в Ассоциации.

Побочным следствием решения Кабмина также может стать увеличение расходов корпоративных клиентов АЗС, поскольку игроки рынка не смогут предоставлять им скидки на основании объемов потребленного топлива, подчеркнули в ЕБА.

В Научно-техническом центре "Психея", который работает на рынке нефтепродуктов Украины с 1996 года, Фокусу прокомментировал ситуацию с ценами на бензин и ДТ директор специальных программ НТЦ "Психея" Геннадий Рябцев. По его мнению, принятое Кабмином решение имеет только политическую окраску, потому что правительству потребовалось кого-то "прижать".

"Почему случилось – было принято политическое решение по этому вопросу. Нужно было кого-то прижать. Кого прижать? Теневой рынок прижать не удалось, решили прижать легальный рынок. Сначала был подписан Меморандум между участниками рынка и Кабмином. Наверное, одним из обязательств тогда было сохранение на АЗС цен ниже 30 грн за литр не только в апреле. Но в мае все компании вернули цены на тот уровень, что в начале апреля, и была подана команда "фас". Сначала появилось обязательство декларировать цены, а потом уже ограничить торговую наценку", — заявил Рябцев.

Но он признает, что к легальным операторам также есть вопросы, особенно если учесть, насколько различаются цены на топливо на разных заправках.

"Откуда скидки лояльным клиентам до 5 грн на литре, чем обоснованы такие большие наценки для брендовых топлив (цена бензина А-95 Евро-5 отличается на 8 грн. – есть станции, что продают его по 24 грн., а есть те, кто по 32 грн.). Эти вопросы есть, и трейдеры не хотят на них отвечать", — заявил Рябцев, но отметил, что к правительству также есть вопросы, и претензии.

"Почему Минэкономики в своем решении ссылается на расчеты Нафтогаза? Нафтогаз не имеет собственных заправок, откуда взялись эти расчеты? Что такое 7 грн? Входят туда затраты АЗС, затраты на логистику или транспортировку, или речь о доходах или прибыли? Почему идут привязки к котировкам, какое отношение эти котировки имеют к Украине? Странно, что проект вчера был обнародован для обсуждения, а сегодня уже обсудили и приняли. Молодцы. Но было принято с нарушением регламента Кабинета министров и может быть оспорено в суде. Также речь идет о возможном нарушении ряда статей Хозяйственного кодекса и закона об основах регуляторной политики", — отметил Рябцев.

Почему нелегальные АЗС будут в выигрыше

В перспективе, по мнению эксперта, решение Кабмина отразится, в первую очередь, именно на легальных АЗС, потому что нелегальные привлечь к ответственности и повлиять на них практически невозможно.

"Нелегалы будут в выигрыше. Ведь у нас всегда так – бьют тех, кто на виду, ведь нелегалов словить нельзя и заставить их что-то сделать нельзя. Теперь нелегалы, не платя налоги, смогут выполнять ценовые требования Кабмина, а белым компаниям будет сложно. Нелегалы получат дополнительное конкурентное преимущество", — отметил Рябцев. И, резюмируя, заявил, что полноценного рынка нефтепродуктов теперь нет. И неясно, будет ли снова.

"Пандемия не закончится сейчас или через год, мир будет жить с вирусом, а получается, что под вирус можно подвести любые решения, и отвечать за эти решения никто не будет. Наши политики понимают, что никакой ответственности за свои решения они не понесут. Принял Петрашко это решение, оно принесет всем убытки, но ответственности он не несет никакой. А для потребителей плохая новость – компании будут оптимизировать качество, чтобы сократить издержки, а это значит, что потребители получат менее качественное топливо вследствие новых правил и ограничений", — сказал Рябцев.