В числе проблем, которые вскоре могут проявиться, эксперты называют остановку развития топливного рынка, ограничение и искажение конкуренции, уменьшение налоговых поступлений в бюджет и даже дефицит горючего
К таким последствиям может привести решение правительства от 14 мая, которым были установлены предельные уровни торговой надбавки к средней цене дизельного топлива: не выше 7 грн/литр, и бензина: не выше 5 грн/литр.
Об этом говорится в эксклюзивном материале Фокуса "Бензиновый лимит. Чем обернется госрегулирование цен на бензин для потребителей и власти" , в котором наши собеседники высказали опасения – к чему может привести система государственного ценорегулирования.
Эксперты говорят, что цены на топливо растут по объективным причинам. Владимир Омельченко, директор энергопрограмм Центра Разумкова, подчеркивает, что украинский рынок нефтепродуктов на 80% зависит от импорта, и цены в первую очередь формируются на международных биржах. В числе других предпосылок для роста Агия Загребельская, основательница "Лиги антитраста", госуполномоченная АМКУ в 2015–2019 годах, называет топливный шантаж России и плановый ремонт нефтеперерабатывающего завода в Беларуси.
Эксперт не исключает, что в случае дефицита, особенно дизтоплива, правительство откажется от ручного регулирования этой сферы. В ЕБА также призывают отменить постановление, иначе победу одержит теневой бизнес, а налоговые поступления законно работающих операторов сократятся в разы.
Так же наши собеседники отметили, что решение правительства уязвимо в слоучае подачи исков. "Действия Кабмина грубо нарушают как международные обязательства, так и законы Украины, — рассказывает Агия Загребельская, , основательница "Лиги антитраста", госуполномоченная АМКУ в 2015–2019 годах. — Поэтому участники рынка смогут не только обжаловать это решение в суде, но и возместить убытки за счет госбюджета".
Напомним, ранее Кабинет министров решил ввести регулирование цен на некоторые виды топлива до конца карантина, после чего самые популярные украинские АЗС заявили о приостановке продаж улучшенного горючего. Ограничение торговой надбавки к их цене сделало продажу убыточной. Приостановка продаж продействовала лишь сутки, до разъяснения Кабмина.