Покупать еду здесь и там: как отличаются привычки потребителей в Украине и странах Европы
Украинцы переосмысливают свои пищевые привычки и меняют приоритеты. Посещение ресторанов и баров сокращается, зато растет популярность приготовления еды дома. А одним из главных критериев выбора продуктов является цена: три четверти украинцев покупают недорогие ингредиенты для приготовления блюд, тогда как среди респондентов 58+ этот показатель составляет 92%.
Несмотря на тотальную экономию на еде, расходы на продукты составляют значительную долю чека украинцев. По данным исследования "Делойт", жители Украины тратят на продукты более чем треть бюджета, что более чем вдвое превышает средний мировой показатель. Об этом пишет Фокус в своем новом материале "Продукты, одежда, бытовая химия: как и почему экономят украинцы весной 2024 года".
Для анализа бюджетов потребителей в мире "Делойт" рассмотрел распределение месячного бюджета украинцев и сравнил его с бюджетами потребителей в некоторых других странах. Оказалось, что украинцы тратят на товары и услуги первой необходимости более чем вдвое больше, чем средний мировой показатель. В Украине расходы на продукты и обязательные платежи составляют две трети бюджета (66%), что в 2,5 раза больше среднего показателя в мире. Для сравнения: в Польше эти расходы составляют 36%, а, например, в США — 29%.
В Украине расходы на продукты и обязательные платежи составляют две трети бюджета (66%), что в 2,5 раза больше среднего показателя в мире
Также украинцы в отличие от европейцев довольно часто делают продуктовые запасы. О том, что они покупают еду, как стратегический запас, рассказали почти половина опрошенных (47%). И говорить о том, что это прямое следствие полномасштабной войны или пандемии, было бы не совсем правдиво, ведь украинцы делали значительные продуктовые запасы и раньше.
Сравнивая текущие привычки украинцев с привычками потребителей в других странах, аналитики "Делойт" пришли к выводу, что украинцы, на фоне как европейцев, так и американцев, существенно отличаются более обдуманным поведением при покупке продуктов. Это вызвано экономическими проблемами, потому что еда в бюджете украинца занимает минимум вдвое больше места, чем в бюджетах других стран. Это проявляется как в высоком проценте выбора менее дорогих вариантов еды, так и в максимизации использования доступных продуктов.
Данные исследования также указывают на корреляцию между более низким ВВП и сниженной покупательной способностью, что становится причиной более сознательных привычек в покупке продуктов питания.
Похожие результаты получили и аналитики компании Gradus Research. По данным этого исследования, проведенного в марте 2024-го, большинство украинцев продолжают заранее планировать свои покупки (73%), а не принимать спонтанные решения. Аналитики компании констатировали еще большую рационализацию потребления, а также рост приверженности к украинскому производителю.
Также исследование "Делойт" выяснило, что только половина опрошенных украинцев покупают столько еды, сколько они хотят, а больше всего респондентов, которые выбрали этот ответ — среди представителей в возрасте 18-27 лет (72%). И еще один интересный факт: украинцы, выехавшие за границу и до сих пор находятся там, чаще покупают продукты "по настроению", а именно сладости и другие продукты (52%), чем украинцы, которые не меняли своего места жительства после полномасштабного вторжения (37%).
Напомним, что мнения украинцев относительно потребительского поведения во время войны отличаются: в то время, как шестеро из десяти считают, что во время войны мы должны себя существенно ограничивать, более чем треть граждан уверены, что даже сейчас нужно пытаться жить полноценной жизнью.
Ранее Фокус писал, как во время полномасштабной войны меняются приоритетные расходы украинцев.