Разделы
Материалы

Время возвращаться домой? Почему в Европе изменилось отношение к украинским беженцам

Наталья Мичковская
Фото: Анна Кудрик (коллаж) | Европейцы устали от беженцев на выплатах и хотят оставить только тех, кто стремится работать

Количество украинских беженцев не уменьшается. По данным ООН, по состоянию на 16 мая 2024 года в мире было зафиксировано 6,484 млн беженцев, из них в Европе — 5,942 млн. Сегодня в странах ЕС нет единого мнения относительно дальнейшей судьбы беженцев из Украины, поэтому, сколько стран — столько новостей.

Информация в СМИ почти не оставляет сомнений: отношение к украинцам в Европе меняется. Страны сокращают помощь, требуют дополнительных документов для получения выплат, а некоторые вообще обещают деньги тем, кто уедет домой навсегда. Что думают по этому поводу сами украинские беженцы и ощущают ли изменения настроений на своем опыте, Фокус узнал из первых уст.

Билет в один конец и выселение из квартир: что происходит в странах ЕС

Новая программа в Чехии, которая будет действовать с июня по ноябрь, предлагает украинцам со статусом временной защиты вернуться домой. Украинцам оплатят билеты на автобус, больным для транспортировки в Украину предоставят машины скорой помощи, сообщает Radio Prague International.

Ранее немалые деньги за возвращение украинцам обещала Швейцария. Швейцарское правительство настроено решительно и обещает сделать все возможное, чтобы как можно больше украинцев выехали в 2024-2025.

Грант для тех, кто добровольно уедет домой, предлагает Норвегия. За возвращение обещают 17,5 тыс. норвежских крон (1520 евро).

В середине мая более 1000 украинских беженцев в Германии получили письменные просьбы освободить арендованные для них квартиры до 15 июня. Эти квартиры остро нужны беженцам из других стран, которым по закону запрещено снимать собственное жилье, тогда как украинцы такое право имеют.

Некоторые страны готовы заплатить, чтобы беженцы уехали домой
Фото: Getty

Уменьшить пенсии и выплаты по инвалидности для 2500 украинских беженцев планируют в Ирландии, о сокращении помощи заявила Германия, сократила поддержку Польша.

Эксперты говорят, что это обычная практика: сначала Европа предлагает помощь, чтобы привлечь мигрантов, а потом сокращает, чтобы остались только те, кто стремится работать.

Мнение беженцев: изменения есть, но не критические

Чтобы узнать, что чувствуют сами украинцы за границей, Фокус спросил беженцев в разных странах об их собственном опыте и ощущениях. Оказалось, что все совсем не так, как кажется издалека.

"Как и все, я много читаю в СМИ о том, как изменилось отношение поляков к украинцам, — говорит Вера, живущая в Варшаве. — А моя мама уже столько начиталась, что почти каждый день говорит: надо ехать домой, нас здесь все ненавидят! Лично я никакой ненависти не чувствую. Да, отношение к нам спокойнее, чем весной 2022-го, но ведь нельзя требовать, чтобы люди из страны, где нет войны, жили на таких нервах третий год".

Сначала Европа предлагает помощь, чтобы привлечь мигрантов, а потом сокращает, чтобы остались только те, кто стремится работать

Татьяна, живущая в Эстонии, рассказывает о некоторых сложностях с помощью. Если в 2022-2023 беженцам верили на слово, что, например, они получают в Украине 3500 грн пенсии или не получают никакой помощи на ребенка, то сейчас необходимы документальные подтверждения. Многие возмущаются, потому что, например, выехали с оккупированных территорий и получить такие официальные документы довольно проблематично. Но с другой стороны, Эстония — не настолько богатая страна, чтобы третий год раздавать деньги без документов.

Отношение к тем, кто приехал и работает, обычно положительное

"В целом отношение к нам в Эстонии не изменилось. Эстонцы по-прежнему очень к нам открыты и готовы помогать. Проводятся различные мероприятия, есть бесплатные курсы эстонского, активно работает Pagulasabi — организация, помогающая беженцам", — рассказала женщина в разговоре с Фокусом.

Елена из Вильнюса (Литва) говорит, что за прошедшие годы друзьями на новом месте не обросла, потому что работала почти без выходных. "В местных группах какое-то время видела немало комментариев от литовцев — мол, мы Украине помогаем, донатим, из бюджета выделяют средства, а украинцы позволяют себе отдыхать на морях".

Юлия из Вены считает, что отношение к украинцам в Австрии существенно ухудшилось. "Украинцы всем немного надоели, — считает Юлия. — В последнее время жить стало сложнее, хотя здесь большую роль играет человеческий фактор. Нам повезло — мы попали в организацию, которая нам очень помогла. Там директором была австрийка — очень приятный человек. И наша бератор (человек, который контролирует, что мы находимся дома каждые три дня) — также замечательный человек, я ей очень благодарна. А, например, у знакомых была бератор — "тихий ужас".

Ника, которая живет в Норвегии, вспоминает, что когда она приехала два года назад, помощь была колоссальной. "Меня взяли в университет на курс норвежского языка даже без экзамена по английскому. Сейчас украинцев очень много, страна предлагает денежную помощь на год. Дальше — твои проблемы. Но здесь очень сложно найти работу, работодатели отдают предпочтение норвежцам. Так же в университет неохотно берут украинцев, даже если знаешь норвежский. Государство беспокоится о своих, потому что именно они — будущее этой страны, а не украинцы, которые приехали на несколько лет".

Айтишникам для работы в любой стране хватает английского, остальным придется учить новый язык
Фото: Unsplash

В Турции два года назад война в Украине была у всех на слуху, но сейчас уже более 1,5 лет туркам по телевидению ничего о нас не показывают, рассказывает Наталья, живущая в Измире. "С самого начала, когда местные узнавали, что я из Украины, выражали сочувствие, но правительство Турции ничем не помогало и не помогает беженцам. После приезда я обратилась в международную организацию, которая помогает беженцам, но мне предложили только психолога. В общем, украинские беженцы живут здесь, как туристы: телефонные карточки блокируют через 3 месяца, сложно снять жилье, никаких льгот".

Мария из Люксембурга напоминает, что это — страна экспатов, поэтому отношение к тем, кто приехал и работает, крайне положительное. Однако интегрироваться очень сложно из-за языкового вопроса. "Здесь три государственных языка — французский, немецкий и люксембургский. Айтишникам хватает и английского, но, например, без французского найти работу в сфере услуг невозможно. Местные вообще знают по три-четыре и более языков, поэтому конкурировать с ними трудно. Жители страны очень дружелюбны, но не имеют опыта приема беженцев, в отличие от соседей. В первые месяцы войны жители Люксембурга открывали двери для беженцев, принимали у себя, но это не может продолжаться годами. Люди устали, хотели бы выселить беженцев, но некуда — цены на жилье огромные, к тому же, большие очереди".

"Люди ведут себя по-разному, поэтому и отношение к ним разное"

Респонденты, опрошенные Фокусом, часто говорят о важности межличностного фактора. То есть если человек в новой стране столкнулся с проблемами и враждебностью, это не означает, что враждебно настроена вся страна. Скорее, это говорит о самом человеке и его окружении при определенных обстоятельствах и в определенное время. К тому же, негативные кейсы получают более широкое распространение, чем положительные, благодаря соцсетям.

Директор консалтинговой компании "Михайлов и партнеры" Виталий Михайлов считает, что условно беженцев в любой стране можно разделить на три категории.

Первая — это те, кто адаптируются всеми возможными способами: учатся, изучают язык страны, отдают детей в местные школы, работают, платят налоги, посещают различные мероприятия, используют другие способы интеграции.

Европа устала от беженцев, которые не хотят работать
Фото: Коллаж: Фокус

Вторая категория — это те, кто просто сидят, ждут и ничего не делают. С самого начала они считали, что останутся на новом месте на месяц-два, поэтому ни новый язык, ни работа, ни интеграция им не нужны. Так они живут третий год, и до сих пор не знают, будут возвращаться или нет, хотя надежд на возвращение все меньше. Поэтому сидят на выплатах и ждут.

Представители третьей группы не сидят на месте и постоянно передвигаются по разным странам, сравнивая, где лучше. Они уже получали выплаты в двух-трех и более странах, некоторые возвращались на несколько месяцев в Украину, а потом снова отправились в Европу.

Отношение к разным группам беженцев у местных жителей разное. Европейцы уже устали от наших беженцев, которые третий год сидят на выплатах

"Понятно, что ведут себя все эти люди по-разному, — отметил Виталий Михайлов в комментарии Фокусу. — "Адаптированные" работают, изучают страну и ее быт, привыкают жить по новым правилам. "Ждуны" ничего не делают, потому что живут в Европе, пока платят выплаты. Прекратят платить — скажут "спасибо" и уедут. Или не скажут. "Путешественники" часто придерживаются идеи, что им все должны. Они любят "качать права", требовать лучшее жилье или школу для детей, жаловаться на маленькие выплаты и плохую жизнь. Соответственно, отношение к разным группам беженцев у местных жителей разное. Неудивительно, что европейцы уже устали от наших беженцев, которые третий год сидят на выплатах".