Зима без газа. Опасны ли ракетные удары по газохранилищам и будут ли перебои с поставками газа
Российский агрессор довольно часто осуществляет удары по газовой инфраструктуре Украины. Фокус узнал, ожидать ли похожую с электроэнергетикой ситуацию дефицита и в вопросе поставок населению и бизнесу природного газа.
Войска России не прекращают попыток уничтожить энергетику Украины. И речь идет не только о производстве и поставках электроэнергии, ведь поражениям подвержены и газовые объекты. На прошлой неделе Россия ударила по Полтавщине, а среди поврежденной инфраструктуры также и объект АО "Укргазвидобування", сообщили в Минэнерго. Фокус спросил у экспертов, к чему готовиться украинцам и чем грозят удары ВС РФ по объектам газовой инфраструктуры Украины.
Атаки не прекращались: зачем ВС РФ атакует газовые объекты
Михаил Гончар, президент Центра глобалистики Стратегия ХХІ, отмечает: специфика газовой инфраструктуры заключается в том, что газопроводы, в отличие от линии электропередач, находятся под землей. И такое оборудование более защищено. Однако есть и объекты, которые находятся на поверхности, и обстрелы приводят к их повреждению.
"Так же, как и подстанции, так и газокомпрессорные станции находятся на поверхности. А они являются важным элементом передачи газа. Мы наблюдаем удары по нашей газотранспортной системе. Россия обозначила свои намерения уничтожать нашу газотранспортную систему, сориентировавшись именно на подземных хранилищах газа, на наземной инфраструктуре", — отметил эксперт в комментарии Фокусу.
Известно уже о многих случаях атак по газовой добывающей инфраструктуре на Харьковщине и Полтавщине. А значит, объектами являются как газохранилища, где хранится природный газ, так и распределительные сети, а также добывающие мощности. Но эксперты говорят: сейчас речь идет о локальных ударах, а не массированных прицельных обстрелах именно газовых объектов.
"Пока что поражения газовой инфраструктуры все-таки более локальные, потому что большинство повреждений наносится газораспределительным сетям прифронтовых областей такими средствами поражения, как артиллерия, минометы. Если мы говорим о ракетных или дроновых ударах, то до сих пор были отдельные атаки действительно на объекты газового промысла, на Харьковщине в частности, и по объектам наземной инфраструктуры хранения газа на Западной Украине. Однако нужно понимать, что подземное хранилище — это площадь на много километров под землей, его вряд ли можно повредить, как и сотни эксплуатационных скважин, которые обеспечивают отбор и закачку газа. Но вместе с тем есть наземная инфраструктура, которая обеспечивает работу газового хранилища", — пояснил в комментарии Фокусу Роман Ницович, директор по исследованиям аналитического центра DiXi Group.
Некоторые эксперты уверены, что до прекращения транзита массированных обстрелов газовой инфраструктуры со стороны ВС РФ не будет
По его мнению, такими ударами россияне, во-первых, тестируют, могут ли они действительно иметь влияние на ситуацию с безопасностью поставок газа в Украине, может ли это каким-то образом влиять на добычу и возможность подъема газа в хранилища.
"Пока что каких-то кардинальных воздействий мы не видим из-за таких ударов. Пока что целями не являются какие-то объекты газотранспортной системы. По очевидным причинам. Потому что продолжается транзит российского газа в Европу, а они опасаются дальше терять европейский рынок", — отмечает Роман Ницович.
С ним не согласен Михаил Гончар, который уверен: наличие контрактов между Россией и европейцами не защищает газотранспортную систему Украины от атак со стороны агрессора.
"Продолжение транзита или российского газа, или азербайджанского газа, даже если это будет делаться для традиционных российских сателлитов типа Венгрии, Словакии, это абсолютно не является гарантией того, что ничего не будет прилетать. Просто вопрос в том, когда произойдет смена приоритетов, когда возобладают чисто военные подходы, то никаких сомнений у них не возникнет — бить или не бить", — отмечает Михаил Гончар.
Однако эксперты говорят, что именно добывающую инфраструктуру серьезно повредить слишком сложно, ведь по всей Украине расположены тысячи скважин. А значит, остановить добычу украинского газа Россия не сможет. Но газовая инфраструктура все равно остается в опасности.
Ударами по газовым хранилищам Россия пытается напугать европейских газовых трейдеров
"Сейчас можем говорить о том, что риски для газовой инфраструктуры Украины довольно высокие. И, в принципе, в случае массированных атак также есть риски и для потребителей — предприятий и физических лиц, использующих газ", — отмечает эксперт. И добавляет: однако слишком переживать не стоит, ведь в Украине несколько крупных газохранилищ и есть возможность перенаправить поставки в случае поражения одного газохранилища.
Интересна также и цель российских ударов по газовой инфраструктуре. По мнению Михаила Гончара, россияне преследуют цель напугать европейских трейдеров, которые по контрактам на хранение имеют определенное количество запасов газа в украинских подземных хранилищах.
"Когда они бьют по газовой инфраструктуре, по именно подземным хранилищам газа, то еще ставится цель отпугнуть европейских клиентов. С 2020 года наши подземные хранилища стали очень привлекательными от хранения газа европейскими трейдерами. Еще в 2020 году было закачано 10 млрд кубометров, то есть треть наших хранилищ была заполнена газом европейских компаний", — говорит Михаил Гончар.
Газ зимой: эксперты рассказали, чего ждать украинцам
Если Россия будет прибегать к массированным атакам газовых объектов, а именно — наземных станций и инфраструктуры газовых хранилищ, то не исключены перебои с поставками газа потребителям. Однако пока эксперты имеют сдержанно-оптимистические прогнозы относительно проблем, связанных с поставками газа населению и промышленности.
"Ситуация будет выглядеть таким образом, что, как и в случае с повреждениями, которые наносились энергосистеме, были определенные резервы передачи. Поэтому, когда уничтожались одни, запускались другие, которые до этого не использовались. Поэтому здесь может быть похожая ситуация, но, конечно, есть определенные отличия, связанные со спецификой газа", — отметил Михаил Гончар.
Он предупредил: поражение газотранспортной инфраструктуры при наличии соответствующих резервов может приводить к более длительным отключениям, чем отключение электроэнергии.
Серьезные повреждения газовых объектов могут привести к отключениям газа, предупреждают специалисты
"Но в целом мы имеем разветвленную сеть магистральных газопроводов высокого давления и газопроводов среднего и низкого давления. Поэтому масштабно поразить и повредить газотранспортную систему и сеть газа не удастся", — считает Михаил Гончар. По его мнению, этой зимой страна вряд ли может остаться без газа. "Потому что природа добычи, транспортировки, потребления такова, что сеть распылена или распределена. Например, добыча газа. Там около 5 тысяч скважин, в которых добывается газ. Или, скажем, подземные хранилища газа. Их сейчас 12, и тринадцатое в Крыму. Тем более, что мы их на полную мощность не используем. У нас нет в этом необходимости, поскольку мы не потребляем столько газа. Наша газотранспортная система имеет достаточно высокий запас маневренности", — отметил Михаил Гончар в разговоре с Фокусом.
Что же касается достаточной наполненности хранилищ, то Роман Ницович говорит, что пока нет предпосылок волноваться относительно того, хватит ли украинцам зимой природного газа. Во-первых, добыча в Украине стабильно работает, а за первое полугодие добыто 9,4 млрд кубометров газа, и прирост добычи Группы Нафтогаз составляет 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Во-вторых, Нафтогаз еще может закачать импортный ресурс в подземные хранилища.
В целом Украина планирует войти в отопительный сезон 2024-2025 годов с запасами газа в ПХГ не менее 13 млрд куб. м. В ПХГ находится уже 9,5 млрд кубометров. Следовательно, Нафтогазу остается до начала отопительного сезона закачать в хранилища еще 3,5 млрд куб.
"При оптимистическом сценарии мы закроем год или с минимальным импортом, или вообще без импорта, и с отбором из хранилищ на уровне, как в предыдущем году. Если же у нас не реализуется этот сценарий, то, возможно, при сохранении минимального импорта отбор из хранилищ будет больше. Мы видим, что сейчас темпы закачки в июне немножко просели, если сравнить с предыдущим годом. Но в целом мы по объемам опережаем показатели предыдущего года", — говорит Роман Ницович. По его мнению, задача — накопить максимум запасов газа, но вопрос — каких объемов будет достаточно.
"В прошлом году цель была 14,7 млрд кубометров, в этом году озвучивали цифру 13 млрд кубометров. Но опять же, нужен учет всех потребностей, в том числе тех потребностей, которые может иметь новая газовая электрогенерация", — считает эксперт.
Он добавляет: собственная добыча газа пока достаточно стабильна и даже растет. И, вероятно, запасов в хранилищах украинцам на зиму хватит. Однако остается риск, связанный с атаками ВС РФ.
"Кроме самого ресурса, нужно этот газ доставить к потребителю, или поднять из хранилища и доставить к потребителю. Здесь может быть сценарий, похожий на ситуацию в энергосистеме, когда происходили разрушения подстанций, которые обеспечивали передачу электроэнергии. Здесь вопрос, как мы сможем подготовиться к возможным ударам по объектам газотранспортной системы, по объектам газоперекачивающих, газораспределительных станций, подготовились ли операторы газораспределительных сетей к этому, чтобы ресурс при любых условиях дошел до потребителя", — отметил в разговоре с Фокусом Роман Ницович.