Российские транспортные власти после провала сделки по покупке Opel начали сомневаться в "истинной австрийскости" Austrian Airlines, дочерней компании Lufthansa
Если австрийский канцлер Вернер Файман на переговорах с российским президентом Дмитрием Медведевым говорит про австрийскую авиакомпанию Austrian, если он собирается обсудить ее и с российским премьером Владимиром Путиным, значит у австрийской авиакомпании Austrian очень большие проблемы в России. Оказывается, с недавних пор она летает в Россию по временному разрешению. А может и вовсе прекратить полеты. Российские авиационные власти засомневались в "истинной австрийскости" Austrian, заподозрив в ней излишнюю "немецкость".
Austrian уже несколько лет принадлежит Deutsche Lufthansa. И если раньше это совершенно никому не мешало, то теперь – повод для пересмотра межправительственного соглашения, которым регулируются перевозки между двумя странами. Если верить настрою Минтранса, то он готов добиваться от Австрии постановки на российские линии другого, более австрийского перевозчика.
На вопрос, почему же именно теперь, замминистра транспорта Валерий Окулов ответил так: "Надо же когда-то начинать". Такая же работа, по его словам, ведется и в отношении других авиакомпаний, сменивших собственников. Только вот что-то о проблемах у Air France-KLM по тому же поводу пока не слышно.
Ответ Окулова далек от откровенности. Межправсоглашения по авиаперевозкам – своего рода "священная корова", которую трогают только по особым случаям. Эта система уже давно вызывает зубовный скрежет в той части мира, где действуют законы "открытого неба". То есть внутри Европы, а также между Европой и США. И попытки принудить к этому же Россию всегда разбивались вдребезги.
В общем и целом на словах сочувствуя идеям либерализма, российские власти применять их на практике не спешили – по крайней мере, в авиации. И, зная отношение иностранцев к межправсоглашениям, на всякий пожарный пересмотр содержания документов внепланово и без особой нужды не проводили.
Так что же изменилось теперь? На первый взгляд, Австрия вроде ничем не насолила России. "Торговое сотрудничество на миллиарды долларов… нас объединяет тема безопасности энергоснабжения" – обычные сводки из пресс-службы Кремля. И зачем в такой ситуации изучать национальность собственника австрийской авиакомпании, ведь она всем давно известна? А затем, вероятно, что эта национальность – немецкая.
Сама Lufhansa в России уже прошла огонь, воду и медные трубы. Ее вынуждали совершать полеты из Европы в Азию над территорией России по одной воздушной трассе, а не по какой-то другой. А также выполнять промежуточные посадки не в Казахстане, а в России – причем в совершенно конкретном Красноярске. Кроме того, судиться с российскими налоговиками о порядке уплаты налогов. И, наконец, не уходить из "Шереметьево" в "Домодедово". А теперь вот проблемы с австрийской "дочкой". На горизонте уже маячит такая же история со швейцарской Swiss и бельгийской Brussels Airlines.
Сложно оценить, как далеко российские транспортные власти зайдут в своих этнографических изысканиях, но уже очевидно, что у Австрии, Швейцарии и Бельгии возникнут вопросы к Германии. А у госпожи канцлера Германии Ангелы Меркель появится еще одна небольшая головная боль российского происхождения. Ведь по большому счету, комплексно решать с Россией проблемы зарубежных "дочек" Lufhansa может только она.
А в том, что высшие российские чины, собравшиеся было благородно поднимать с колен немецкий автопром, не на шутку оскорбились, сомневаться не приходится. Во всяком случае, задергать праведным крючкотворством "ответственную от России" за сделку по Opel – это очень по-русски, сообщает slon.ru.