В Украине ежегодные недопоступления сбора за использование поверхностных и подземных вод составляют по расчетам 460 млн грн.
Об сообщает РБК-Украина, цитируя выводы Счетной палаты по результатам соответствующего аудита.
Согласно нормативам Европейской экономической комиссии ООН, государство, водные ресурсы которого не превышают 1,7 тыс. куб. м на одного человека, считается малообеспеченным водой. Украина подпадает под это определение, поскольку в маловодный год ее водные ресурсы составляют около 1 тыс. куб. м на человека. Следовательно, среди важнейших приоритетов государственной политики должно быть сохранение и рациональное использование воды.
По результатам аудита в Счетной палате отмечаею, что взыскание сбора за специальное водопользование перегружено льготными и особыми режимами налогообложения, предусматривает сложную схему администрирования и контроля.
По экспертным расчетам, с каждой 1 тыс. куб. м воды, забранной из природных источников, этот сбор платится лишь с 90 л (технические потери составляют 180 л). При этом освобождаются от налогообложения 380 л, облагаются налогом по льготному режиму 350 л. Законодательство не регулирует, как именно должны утверждаться нормативы сбора за специальное водопользование.
Минприроды на протяжении семи лет не создало действенного порядка согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование, поэтому вода часто потребляется без разрешений, а сбор не платится, сказано в сообщении. Минфин, Минэкономики, ГНАУ и Минприроды не оценивали влияния льготного налогообложения на состояние макроэкономических и бюджетных показателей и не стимулировали рационального использования и возобновления объемов качества водных ресурсов. Действующая система налоговых преференций не побуждает к экономному потреблению воды и экологически безопасного сброса ее в природные объекты.
В этих условиях эффективная ставка налогообложения использования воды на производственные потребности в среднем по промышленности составляет 9 коп. за 1 тыс. куб. м, что недостаточно для возобновления природных ресурсов.
Государство фактически дотирует водопользователей и не обеспечивает стабильного поступления средств для природоохранных мероприятий. В то же время государственные органы не задумываются, как можно стимулировать экономное использование водных ресурсов, их возобновление и улучшить качество воды, отмечают в Счетной палате.