Отбрендировать Украину. Как ищут новые названия для коньяка, меда и брынзы
После подписания Соглашения об ассоциации с ЕС Украина взяла на себя обязательство отказаться от зарегистрированных в Европе географических указаний. До 2026 года государство должно определиться с новыми названиями для коньяка, портвейна, бри и феты, производимых в нашей стране
В начале года в Facebook организовали голосование по переименованию украинского коньяка. Пользователи соцсети выбирали между "бурштыном", "гайстером", "солнцедаром" и другими не менее оригинальными названиями. В итоге больше всего голосов набрал "украинский бренди", однако официально переименования пока не произошло. Последнее слово остается не за потребителями и даже не за производителями алкоголя, а за профильными министерствами. Чиновники с окончательным решением не торопятся.
С аналогичными проблемами в свое время сталкивались и другие страны, также искавшие собственные наименования для защищенных названий продуктов. Например, молдавский коньяк еще в 1993 году превратился в дивин, а на Балканах такой напиток называется виньяк.
В Украине продвижением идеи ребрендинга, а также процессом регистрации собственных оригинальных продуктов занимается специально созданный в 2017 году проект "Географические указания". Однако в первую очередь государству необходимо подготовить нормативную базу. Сейчас она, как отмечает руководитель проекта Саверио Савио, не соответствует европейскому законодательству.
В настоящее время речь идет о четырех основных законах в этой сфере: общем документе о географических указаниях (ГУ), а также трех секторальных: о вине, алкогольных напитках и пищевых продуктах. Министерство экономического развития и торговли еще в июне 2017 года внесло в Верховную Раду законопроект об охране ГУ.
— Мы проанализировали его и внесли свои поправки, — уточняет Савио. — После этого проект прошел первое чтение, но дальше процесс рассмотрения не движется.
Между тем остальные документы напрямую зависят как раз от принятия основного закона. Эксперты проекта продолжили работу над секторальными законопроектами и презентовали их в декабре прошлого года для профильных министерств. Проект закона о пищевых продуктах, как надеется Савио, подадут в парламент в ближайшее время.
Эксперты проекта также продвигают регистрацию географических указаний для девяти украинских продуктов: четырех вин, двух сыров, а также для херсонских арбузов, мелитопольской черешни и карпатского меда. Процесс начинается с создания ассоциации производителей конкретного продукта, затем ассоциация готовит и подает документы на национальную регистрацию ГУ. После этого заявка производителей появляется в открытом доступе, чтобы заинтересованные лица могли ознакомиться с ней и в случае необходимости оспорить. На это отводится шесть месяцев.
Если претензий за этот срок не возникает, продукт регистрируют, а у ассоциации появляется возможность направить документы в Европейский союз. Там процедура может длиться гораздо дольше — вплоть до нескольких лет, зато после этого региональный продукт будет полностью защищен на международном уровне. На сегодня в Европе зарегистрировано более 3,2 тыс. географических указаний.
Пилотная брындзя
Первыми украинскими производителями, решившими объединиться для защиты собственного ГУ, стали гуцульские сыровары. В августе 2018 года появилась Ассоциация производителей традиционных карпатских высокогорных сыров, которая планирует зарегистрировать овечью брынзу (сами производители называют ее "брындзя"). В начале текущего года создана еще одна похожая организация, члены которой занимаются производством брынзы из коровьего молока, — Ассоциация карпатских ватагов.
— Документы на регистрацию географического указания "Гуцульская овечья брындзя" уже поданы, — комментирует Анна Антонюк, национальный эксперт ГУ для продуктов питания. — Заявка на регистрацию с 25 марта опубликована на сайте Министерства экономического развития и торговли. Если не будет возражений оппонентов, надеемся, что первый отечественный сыр с ГУ зарегистрируем в октябре.
После этого название смогут использовать производители, работающие в Закарпатской, шести районах Ивано-Франковской и трех районах Черновицкой областей. Впрочем, это не означает, что производить карпатскую брынзу могут только члены ассоциации. Любой предприниматель, который находится в указанной зоне производства, имеет право выпускать свою брынзу с ГУ, для этого продукт должен соответствовать утвержденной спецификации и пройти контроль качества.
Регистрация не только позволяет производителям бороться с недобросовестными конкурентами и помогает экспортировать свою продукцию в ЕС, но защищает потребителей. Видя на прилавке продукт с географическим указанием, покупатель точно знает, что именно продается. Для примера, оригинальная греческая фета производится из овечьего или козьего молока с добавлением специй, однако в Украине продукт под этим названием чаще всего делают из коровьего молока с совершенно иным вкусом, что дезориентирует потребителя.
Что касается Карпат, то здесь у географических указаний есть еще один немаловажный смысл.
— Если сейчас документально не оформить традиционный процесс производства карпатской брынзы, через какое-то время это все просто исчезнет, — объясняет Анна Антонюк. — Высокогорным выпасом животных хотят заниматься все меньше людей. Поэтому основной мотив для них — сохранить традицию, свой способ жизни.
Национальный эксперт уверена, что, если первая регистрация украинского ГУ пройдет успешно, это даст другим производителям стимул объединяться и защищать свою продукцию, традиционную для конкретного региона.
Арбузные чипсы и бекмес
Несколько иная ситуация сложилась с регистрацией херсонского арбуза. Профильной ассоциации на юге Украины пока не существует, она должна появиться в ближайшее время, но фермеры и экспортеры уже проводят заседания, готовясь к созданию собственного ГУ.
— Важно понимать, что этого "херсонского арбуза" не будет еще минимум года два, — комментирует один из инициаторов создания ассоциации Юрий Паличев, директор компании-экспортера бахчевых культур "Сауз Грин Лайн". — Сорта, которые будут прописаны в спецификации, на полях пока не выращиваются. Но они есть на Южной сельскохозяйственной исследовательской станции в Голой Пристани.
Иначе говоря, каждый фермер, желающий производить "херсонский арбуз", сначала будет выращивать продукт на экспериментальных участках под наблюдением селекционеров и после этого сможет взять семена для посадки на своих полях. Притом Юрий Паличев уверяет, что зарегистрированный арбуз можно будет выращивать лишь в трех районах области: Олешковском, Голопристанском и Скадовском, где сложилось "уникальное сочетание климата и почвы". Производители из других районов так называть свои арбузы не смогут.
Саверио Савио, в свою очередь, считает, что в этом нет никакой проблемы. Фермеры из других районов и даже из других областей смогут высказать свои претензии, уверен он. Однако при этом они должны весомо аргументировать свою позицию, доказав, что их продукт ничем не отличается от претендующего на ГУ. Впрочем, для оппонентов есть и другой путь: если они уверены, что их продукция также имеет уникальные особенности, они могут подать заявку на ее регистрацию. Например, фермеры из Николаева вправе создать ассоциацию производителей "николаевского арбуза".
Юрий Паличев уверен, что регистрация ГУ для херсонского арбуза даст региону новые возможности для развития.
— Речь же идет не только о самом арбузе, — подчеркивает предприниматель. — Мы планируем делать варенье из него — бекмес, арбузные чипсы, даже слабоалкогольные напитки. Если весь мир знает текилу, то почему мы не можем делать что-то похожее?
Местные производители пока не особо стремятся попасть в создаваемую ассоциацию. Идея выращивания какого-то уникального "херсонского арбуза" большинству кажется иллюзорной. Тем более что бахчевые из Таврии и так пользуются популярностью по всей стране. Но если ГУ действительно зарегистрируют, то и другим местным фермерам для использования названия придется выращивать арбузы по утвержденным нормам.
Помимо географических указаний на конкретной территории можно официально регистрировать традиционные гарантированные особенности — рецепты, другими словами. Теоретически Украина могла бы воспользоваться этим и "застолбить" за собой борщ, банош или, например, налистники.
Более 3,2 тыс. географических указаний зарегистрировано в странах ЕС
— Но надо помнить, что кто-либо, кто не согласен с такой заявкой, может официально ее опротестовать, — уточняет Саверио Савио. — Если вы хотите зарегистрировать что-то, что не является уникальным, а готовится также другими народами из стран Восточной Европы, это будет проблематично.
Мировая практика предусматривает регистрацию не только аграрной продукции. Например, географически защищены "швейцарские часы" или "тайский шелк". Потенциально у нас можно зарегистрировать "петриковскую роспись", нужны лишь соответствующие законы.
Время для ребрендинга
Несмотря на то что соглашение с ЕС ратифицировано еще в 2017 году, у украинских производителей есть переходный период (десять лет для вина и семь лет для сыров) для ребрендинга. Общественное голосование по коньяку — лишь начало пути. Другие наименования нужно найти для мадеры, портвейна, хереса, граппы, бри, феты, пармезана и ряда других защищенных европейских ГУ.
— Мы общались со многими виноделами, и они говорят, что херес, мадера — это не те продукты, которые составляют основу производства, — отмечает Евгения Николайчук, национальный эксперт проекта "Географические указания в Украине". — То есть производители несильно потеряют экономически или имиджево, если вообще перестанут использовать эти наименования.
Если для большинства вин есть переходной период, то просекко украинского разлива в соответствии с соглашением должно было исчезнуть из продажи еще в 2017 году. Однако отдельные производители продолжают незаконно использовать чужие географические указания. В начале 2019 года Антимонопольный комитет Украины даже оштрафовал одного украинского производителя за этикетки с европейскими названиями. После окончания переходного периода нельзя будет использовать и производные от защищенных наименований. Например, на бутылке игристого вина писать, что оно сделано путем "шампанизации", хотя пока производители такие обороты используют.
Зато всемирно известные продукты вроде моцареллы или камамбера географически не защищены, эти названия могут использовать производители по всему миру. Единственное, что уточняют эксперты проекта, они все равно будут рекомендовать украинским производителям найти оригинальные названия для своих продуктов.