Разделы
Материалы

Без зарплат, отпусков и больничных. Как осужденные будут служить в ВСУ и насколько это справедливо

Тимур Савин
Фото: Фокус | Фото иллюстративное. Отбывающих наказания в тюрьмах пока нельзя мобилизовать в ВСУ

Третий год большой войны заставляет принимать непопулярные решения. Власти признают — для победы нужно собирать все силы. В тюрьмах и СИЗО к началу марта 2024 года отбывали наказания около 45 тысяч человек, вероятно, большинство из них в дальнейшем станут военными. Фокус разбирался, к чему приведет столь неоднозначный шаг и повысится ли эффективность ВСУ.

В Верховной Раде решили пополнить ряды Вооруженных сил Украины заключенными. Принятый в первом чтении законопроект №11079 предусматривает ряд привилегий для заключенных, решивших стать военными, сказала 17 апреля глава партии "Слуга народа", народный депутат Елена Шуляк.

Минюст Украины отмечает, что в случае принятия документа тысячи арестантов присоединятся к рядам ВСУ. Их приобщат не только к боевым действиям, но и к другой важной работе для армии. По состоянию на 1 марта 2024 года в учреждениях исполнения наказаний и следственных изоляторах Государственной уголовно-исполнительной службы Украины содержался 44 621 человек. В настоящий момент отбывающих наказания нельзя мобилизовать ни добровольно, ни по повестке.

Законопроект о мобилизации осужденных разрабатывали вместе с Генштабом, Министерством обороны и Министерством юстиции. Примечательно, что бывший главнокомандующий Валерий Залужный выступал против пополнения ВСУ заключенными и судимыми.

"Он говорит: армия это что, для плохих людей? Это не так. Но он также сказал: мне нужны люди, россияне уже призвали 400 тысяч и на июнь готовят еще несколько сотен тысяч, до 400 тыс. Кем мне воевать? Или вы идите воюйте, если не обеспечите", — цитировал экс-главкома собеседник издания NV.

Очевидно, позиция нового главнокомандующего Александра Сырского по мобилизации сидящих в тюрьмах изменилась.

Без зарплаты и отпусков: какие условия службы в ВСУ предлагают арестантам?

Согласно предварительной редакции документа, осужденному не так просто попасть на фронт: личного согласия недостаточно, многое зависит от решения командиров частей. Также предстоит пройти медицинские обследования физического и психического состояния. Если все указанные этапы пройдены, суд рассмотрит возможность досрочного освобождения для подписания контракта с ВСУ.

Отдельного внимания заслуживает пункт о службе узников в специальных подразделениях. Что имеется в виду, власти не уточняют. Глава Комитета Верховной Рады по вопросам правоохранительной деятельности Сергей Ионушас говорит, что правки по законопроекту, включая пояснения по спецотрядам, подаются до 23 апреля 2024 года.

"Пока подача правок не закончится, подробных комментариев не будет. Посмотрим на позиции других фракций и групп. Могу сказать, что идею (чтобы заключенные служили в ВСУ, — ред.) я поддерживаю", — кратко ответил депутат на вопросы Фокуса.

Заключенным обещают не только рядовые, но также сержантские и офицерские должности в зависимости от уровня военной подготовки. Государство вынуждено принимать непопулярные решения, сосредотачивая все силы для победы над агрессором, объясняла Шуляк.

Мотивационные механизмы довольно слабые: осужденным не полагается зарплата и ежегодный отпуск, но им гарантируют лечение в случае ранений. Опрошенные Фокусом правозащитники видят ряд дискриминационных мер в депутатской инициативе. Глава организации "Защита заключенных Украины" Олег Цвилый считает практику создания спецотрядов методом времен СССР.

"Как это понимать? Мы же демократическое, а не советское государство, но хотим в армии устраивать заградотряды? Мы говорим об осужденных, но прежде всего они люди и гнать их на убой — явно за гранью", — комментирует он.

Перенимаем опыт ЧВК Вагнер? Получатся ли из узников хорошие офицеры

Боевую эффективность за счет "мясных штурмов" демонстрировала российская ЧВК "Вагнер". Заключенным нельзя было отступать. Для Украины столь жесткие методы ведения войны не приемлемы. Идея искупления совершенных преступлений кровью на фронте — аморальна, подчеркивает Цвилый.

"Надо отличаться от россиян. Защита родины должна проходить по другой квалификации. О мотивациях в законопроекте №11079 ни слова, даже финансовые выплаты и списание тюремных сроков не предусмотрели", — акцентирует внимание правозащитник.

Условия полномасштабной войны диктуют свои реалии. Вариант пополнения живой силы в ВСУ из числа отбівающих наказания — рабочий, но при соблюдении четких условий, считает директор Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров.

Прежде всего важен фактор желания узника, а не принуждение. Убийц, насильников и склонных к нанесению телесных повреждений точно не стоит допускать к службе. Третий момент — детальное собеседование с воинской частью. Причем не только с командиром, но и другими побратимами, отмечает он в беседе с Фокусом.

"В тюрьмах сидят часто обычные люди и ничем они не отличаются от тех, кто на воле. Безусловно, отпетым уголовникам оружие нельзя выдавать", — говорит Захаров.

При формировании батальонов из числа сидящих в тюрьмах велика вероятность дедовщины и возврата тюремных порядков. Проблема дедовщины в армии тянется еще со времен Второй мировой войны, поясняет Фокусу полковник запаса, экс-спикер Генерального штаба ВСУ, военный эксперт Владислав Селезнев.

"Создание отдельного спецотряда не поможет. На поле боя интеграция одних частей в другие и нарушение коммуникаций подрывает всю боевую слаженность", — уверен эксперт.

Явная коллизия выйдет, если заключенных привлекать к службе в Нацгвардии. Выполняющим функции конвоирования предложат вместе с преступниками, с оружием в руках выполнять боевые задания.

"Реализация данных проектов сомнительна. Конечно, в рядах арестантов люди с разным прошлым. Вероятно, у некоторых имеются организаторские способности. Но прецедент их назначения на офицерские должности все же опасный", — резюмирует аналитик.

Фокус ранее подробно разбирал, как украинские заключенные попадают в ВСУ. Президент Украины Владимир Зеленский в марте 2022 года подписывал закон, вносящий изменения в Уголовный кодекс по отмене меры пресечения для прохождения военной службы. В документе определен перечень осужденных, которые могут проходить службу во время всеобщей мобилизации.

Глава Совета резервистов Сухопутных войск Иван Тимочко ранее говорил об отсутствии в Украине механизма амнистии заключенных через мобилизацию. Таких законов в стране нет.