Разделы
Материалы

Ветерану с инвалидностью пришла повестка от ТЦК: детали и мнения адвокатов (эксклюзив Фокуса)

Серафима Таран
Фото: Instagram | Ветеран Олег Симороз удивился требованию военкомата явится по повестке

В последний месяц сотрудники военкоматов заняты наполнением реестра "Оберіг". По этой причине повестки направляют всем подряд. В том числе тем, кого ранее исключили из воинского учета. Так недавно ветеран Олег Симороз, потерявший обе ноги на фронте, получил повестку. Фокус выяснил подробности истории.

Прежде чем новые правила мобилизации вступили в силу, военкоматы активно рассылали повестки военнообязанным украинцам, чтобы те явились в ТЦК и обновили данные. Так одну из повесток в мае направили ветерану российско-украинской войны, правозащитнику Олегу Симорозу, который в ходе боевых действий получил серьезные травмы и, как следствие — первую группу инвалидности.

Ветеран удивился требованию военкомата явится по повестке, чтобы обновить данные, так как его дело в ТЦК "давно разрослось на хороший том", кроме того, он списан с учета. Однако решил выяснить, в чем причина.

В Киевском городском ТЦК и СП прокомментировали произошедшие. В военкомате сообщили, что повестки действительно могут направлять людям, которых исключили с воинского учета, так как ТЦК и СП перегружены работой.

"Районные ТЦК и СП проводят общие мероприятия по оповещению военнообязанных граждан, относительно необходимости обновления персональных (учетных) данных, в связи с существенными изменениями законодательства". Не исключены случаи поступления повесток гражданам, исключенным из воинского учета. Это связано с большой нагрузкой и круглосуточной работой ТЦК над внесением персональных данных граждан в соответствующие реестры и процессы цифровизации военного учета. Призываем граждан, оказавшихся в подобной ситуации, информировать в телефонном режиме соответствующий районный центр комплектования и социальной поддержки для предупреждения подобных случаев в будущем", — сообщили в военкомате.

Всем обновить данные

"Меня в военкомате хорошо знают, там меня снимали с учета, оформляли пенсию по инвалидности. И если бы сотрудники ТЦК открыли мое личное дело, то поняли бы, что вызывать меня для обновления данных не нужно. Но в этом и проблема — они ничего не открывают и направляют повестки всем, кому надо и не надо. И если вся их работа заключается в том, чтобы заниматься оповещением, как они сами признают, то их можно давно заменить онлайн-ботами. А самих сотрудников ТЦК направить в боевые части", — рассказывает Фокусу ветеран российско-украинской войны, правозащитник Олег Симороз.

По его мнению, новый закон о мобилизации глобально не меняет подхода к призыву. Даже несмотря на то, что у мужчин есть возможность обновить учетные данные разными способами, в том числе через электронный кабинет, а у самих военкоматов есть доступ к электронному реестру, где содержится вся персональная информация украинцев.

"Я критически отношусь к нормам нового закона. Зачем обновлять данные тем, кто проходит военную службу, кто получил травмы, и когда не может быть оспорено решение ВВК, например, в случаях ампутации? В работе ТЦК есть серьезные проблемы. И нынешние изменения ничего не решают. ВВК и ТЦК работают в том же формате, как и работали. Единственное, что изменилось — теперь люди ни с 27 лет будут ругать военкоматы, а с 25. Но условий, чтобы у людей изменилось отношение к мобилизации, нет. А уровень недоверия к ТЦК колоссальный, и это надо признать", — продолжает Симороз.

Он добавляет, что военные испытывают беспокойство, так как из-за нового закона о мобилизации и отношения людей к службе, на фронт могут попасть немотивированные люди.

"Мы беспокоимся, что мы положили жизнь и здоровье на то, чтобы отстаивать территории, а немотивированные военнослужащие не будут заинтересованы в этом. И подвиг военных будет нивелирован. И наша власть не готова на эти вызовы реагировать. У нас проблемы с ТЦК больше года, но никто не сказал, что есть проблемы. У нас говорят обо всем, кроме ТЦК и ВВК. Война — это время, когда нужно говорить с населением честно и открыто. Но закон о мобилизации глобально ситуацию не изменит", — отмечает ветеран.

ТЦК не обмениваются информацией

По словам адвоката юридической компании Riyako & Partners Николая Максимова, электронный реестр "Оберіг" начал работать только несколько месяцев. Согласно закону, туда должны вносить персональные данные украинцев, чтобы собрать большую базу для ТЦК. Но на деле этот процесс длится долго.

"В военкоматах лежат тонны папок с информацией про разных людей, которые, начиная с 1991 года, становились на воинский учет. В едином реестре "Оберіг" есть информация, на мой взгляд, максимум про 30 % всех военнообязанных. Может и меньше. ТЦК постепенно разбирают личные дела, но это долгий процесс. Поэтому повестки присылают, к сожалению, и раненым, и тем, кто на фронте, и даже погибшим. Это неправильно, но это следствие того, что нет ресурсов быстро создать единую универсальную систему. Поэтому те, кто работают в ТЦК, автоматически направляют повестки для уточнения данных, и у них зачастую нет желания проверять, какая информация уже есть. Потому что проверка снижает темпы мобилизации", — рассуждает юрист.

Юрист отмечает, что между военкоматами из разных регионов по-прежнему нет качественной коммуникации. А потому нередко происходит, что человек стоит на учете по месту фактического проживания, а по месту прописки ему направляют повестку с требованием обновить данные.

"У меня есть знакомый, он в начале 2024 года получил II группу инвалидности и отсрочку с печатью в Харькове. Но зарегистрирован он на Волыне. И ему по месту регистрации прислали повестку. Он позвонил в военкомат, чтобы объяснить, что уже стоит на учете в Харькове. На что ему ответили, что на Волыни об этом не знают. И такие ситуации возникают постоянно. То, что мы видим по телевизору — это только горячие случаи. В реальности подобных историй — десятки тысяч", — добавляет эксперт.

Что касается людей с группой инвалидности, закон предусматривает повторный пересмотр решений МСЭК. Эта норма мужчин в возрасте 25-50 лет, которые получили ІІ и ІІІ группы инвалидности с 24 февраля 2022 года по 18 мая 2024 года.

"Если у человека есть группа инвалидности, его зачастую не списывают с учета, а только предоставляют отсрочку на конкретный срок. Когда этот период подходит к концу, человеку снова нужно обращаться в ТЦК, чтобы подтвердить право отсрочку, а значит пройти ВВК. Если медкомиссия выносит решение, что человек не пригоден, его снимают с учета. Но если ВВК говорит, что потенциально человек пригоден, но у него есть ограничения по здоровью в связи с инвалидностью, ему оформляют отсрочку", — резюмирует эксперт.

Фокус ранее подробно разбирал новый закон о мобилизации и изменения, которые он предусматривает для военнообязанных.

Также Фокус разбирался, как новый закон о мобилизации усложнит работу ВВК.