Разделы
Материалы

Скандал в киевском метро: почему не все готовы брать женщин на "мужскую" работу

Серафима Таран
Фото: freepik | Фото иллюстративное. Эксперты говорят, что работодатели готовы брать женщин на "мужскую" работу на словах, а не на деле

Из-за мобилизации бизнес страдает от нехватки кадров. По этой причине работодатели заявляют, что готовы трудоустроить на "мужские" вакансии женщин. Однако на деле оказывается, что украинский рынок пока не готов к таким изменениям.

Руководство "Киевского метрополитена" отказывается принимать женщин на работу машинистками электропоезда, несмотря на объявленный набор на курсы. Такой вывод сделала киевлянка Нино Назарова, прошедшая очное собеседование в подземке.

По словам девушки, после телефонного разговора с "начальником", на встречу в метрополитен пришли только три кандидатки из 20. Мужчина якобы высмеивал их желание присоединиться к коллективу и заявлял, что женщина "не способна залезть в кабину".

"Должны позвонить из отдела кадров, сказать ответ. Но начальник четко сказал, что предпочтет мужчин, если они придут. Зачем тогда зовут на эту встречу? Так сверху сказали. В общем, было интересно, но и неприятно. Все мои упоминания физики были тщетны, никто ничего не спрашивал, никаких схем не читали, только сказали, что надо ее знать. Спрашивали, есть ли дети, муж", — добавила Нино.

Ответ метрополитена: "банальный человеческий фактор"

Как известно, в начале июня киевский метрополитен жаловался на острый дефицит специалистов в традиционно "мужских" сферах. В связи с нехваткой машинистов предприятию пришлось увеличить интервал движения поездов. В метрополитене отмечали, что около 7% их сотрудников находятся в рядах ВСУ, и их количество постоянно увеличивается, по этой причине они приняли решение объявить набор женщин на традиционно "мужские" вакансии.

"Сейчас идет набор на курсы машинистов и машинисток. В рамках отбора мы постоянно проводим ознакомительные встречи во всех депо. Собеседования проводят профильные заместители и машинисты инструкторы, непосредственно организующие учебный процесс", — рассказывает Фокусу пресс-секретарь киевского метрополитена Оксана Никифорук.

Что касается ситуации, возникшей в одном из депо с кандидаткой Нино Назаровой, по словам пресс-службы, сработал банальный человеческий фактор.

"Мы уже провели работу со всеми работниками, занимающимися набором кадров. И не только именно этого депо. Достоверно услышать и узнать, какой был диалог между нашим сотрудником и кандидатом мы, к сожалению, не сможем. Но мы видим ситуацию, которая возникла. Мы сразу приступили к работе со специалистами, которые занимаются набором кадров. Конечно, в любом случае, это не приемлемая реакция в любом месте, будь то метрополитен или любое другое место работы. Мы работаем над улучшением коммуникации, надеемся, что подобные случаи больше не возникнут", — продолжает Никифорук.

Пресс-секретарь отмечает, что набор новой группы машинистов и машинисток продолжается. Сейчас идет обработка анкет, а также собеседования со многими кандидатками. Речь идет о десятке человек.

Никифорук отмечает, что собеседование проходит в несколько этапов. При отборе кандидатов, в частности:

  • проводят ознакомительную встречу на территории электродепо для наглядного понимания особенностей профессии машиниста;
  • организовывают собеседование с непосредственным руководителем в команде, которого будет работать будущий машинист/машинист;
  • выдают направление на прохождение медицинского осмотра после успешного собеседования;
  • зачисляют на обучение.

"Один из важных этапов по трудоустройству — это прохождение медицинского осмотра. Соответствующие направления уже получили 8 женщин и 11 мужчин. Мы продолжаем эту работу в дальнейшем", — добавляет Никифорук.

Интерес к "мужским" профессиям растет

В беседе с Фокусом глава правления фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, главы Всеукраинского профсоюза Наталья Землянская отметила, что мужчины по-прежнему тяжело воспринимают ситуацию, в которой женщин трудоустраивают на традиционно "мужскую" работу. Однако в случае с метрополитеном, по мнению эксперта, речь идет не столько о гендерном неравенстве, сколько об отсутствии специальных условий для новых сотрудниц.

"Много лет ведется кампании относительно гендерного равенства. Но, в основном, речь идет о равной заработной плате. Но для балансировки хочу сказать, что кампаниям дали команду рассматривать женщин на должности, которые традиционно занимали мужчины. Но при этом забыли, что для женщин нужно создать условия работы. Нужны комнаты отдыха отдельные для женщин, раздевалки, туалеты. Нужны комфортные условия, которые не были продуманы. И поэтому этот мужчина, который собеседовал женщин на должности машинисток, вероятно и сказал, что лучше трудоустроит мужчин, потому что тогда ничего не надо будет менять", — рассуждает Землянская.

Эксперт добавляет, что руководству каждой компании, которая рассматривает возможность трудоустройства женщин на традиционно "мужские" должности нужно предварительно провести тренинг для коллектива. Потому что ввиду патриархальности общества, многие по-прежнему не готовы к подобным изменениям.

По словам эксперта рынка труда Натальи Слинько, многие работодатели действительно не готовы управлять женщинами на тех должностях, которые раньше занимали мужчины. Они просто не знают, как это делать, и поэтому опасаются изменений.

"Кадровые отделы настаивают, иногда и само руководство компаний согласно, но внутренне они не умеют работать с женщинами, и потому могут отказывать им в трудоустройстве. Ситуации, когда женщины работают в "мужской" сфере существуют. Но это все еще больше исключение, чем правило. Есть компании, которые научили женщин выполнять мужскую работу. Но проблема в том, что мужскими направлениями управляют тоже мужчины. И они предпочитают трудоустраивать мужчин. Мужчинам руководителям сложно принять, что женщина выполняет мужскую работу. Им нужно развивать компетенции менеджера. И мы еще увидим много подобных историй, как в метрополитене. Потому что наша культура не была к этому готова, и мы проходим этап адаптации", — объясняет Фокусу Слинько.

Напомним, согласно действующему законодательством государство гарантирует лицу право на защиту от любых проявлений дискриминации в сфере занятости населения в зависимости от расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, а также пола, гендерной идентичности и прочее. При этом известно, что разница в зарплатах мужчин и женщин, в целом, в Украине составляла 18-19%. Однако на сегодня нет исследований, которые бы подтверждали, что женщины на "мужской" работе получают меньшую оплату, отмечала Землянская.

Единственное ограничение, о котором работадатель может сообщить женщине, устраивающеся на традиционно "мужскую" работу — ограничение по состоянию здоровья. Но только в том случае, если того требует специфика работы. Это касается профессий, связанных с нахождением на высоте или на глубине. Или работы, где условия труда влияют на общее состояние здоровья человека — температурный режим, вибрации, давление.

Ранее в Государственной службе занятости Фокусу рассказывали, что со второго полугодия 2023 года наблюдается тенденция к росту числа женщин, выбирающих "мужские" профессии.

Также Фокус писал, как меняется рынок труда в Украине на фоне войны.