Разделы
Материалы

"Не стреляют и погибают": почему на третий год большой войны в ВСУ имеется проблема обучения кадров

Тимур Савин
Фото: Getty Images | Фото иллюстративное. В ВСУ действуют несколько бригад, созданные и действующие по стандартам НАТО

Командиры боевых частей жалуются на плохую подготовку мобилизованных. Оказавшись на поле боя, новобранцы не стреляют по врагу, а некоторые просто покидают позиции. Фокус разбирался, как изменить негативную тенденцию и наладить процесс эффективного обучения военных.

Учебные центры Вооруженных сил Украины (ВСУ) на третий год полномасштабной войны до сих пор не наладили процесс качественной подготовки новобранцев. Командиры боевых подразделений в разговоре с агентством Assoiated Press (АР) поясняют отход с позиций и потери территорий на востоке Украины именно этой проблемой.

Неподготовленные мобилизованные не могут стрелять по вражеским войскам, им трудно управляться с оружием и координировать действия между собой. Часть из них покидают поле боя, а страх порождает панику и хаос, сообщил командир батальона 47-й бригады.

Столь большая проблема с подготовкой кадров обеспечила потерю многих позиций на востоке Украины. Благодаря этому российская армия продвинулась вблизи города Покровск критического логистического узла.

Потеря населенного пункта Прогресс в Покровском районе в июле 2024 года — самый свежий пример. Подразделения 31-й бригады оставили позиции, что побудило 47-ю бригаду вступить в бой для стабилизации линии обороны. Похожий сценарий развернулся в деревне Очеретино в мае текущего года, указывают авторы материала.

Насильно мобилизованные не имеют навыков закаленных в боях военных

"Некоторые люди не хотят стрелять. Они видят противника на огневой позиции в окопах, но не открывают огонь. Когда они не используют оружие, они неэффективны. Поэтому наши люди гибнут", — отметил командир.

Насильно мобилизованные ТЦК украинцы далеки от закаленных в боях военных, пришедших на фронт в первый год полномасштабного вторжения РФ. Командиры и солдаты четырех бригад, обороняющих район Покровска, говорят АР, что у новобранцев нет и минимального уровня подготовки. Пехотинцы не способны стрелять по целям и не знают топографию.

Командиры проводят собственные мобилизационные кампании, чтобы отбирать и обучать лучших бойцов. Главная проблема — инстинкт самосохранения новичков. Раньше люди могли стоять до последнего и удерживать позицию, а сейчас когда идет легкий обстрел огневых позиций, они отступают, рассказывает солдат из 110-й бригады ВСУ.

"Конечно, есть мотивированные люди, но их крайне мало. Позиция удерживается до тех пор, пока остаются преданные делу военные", — добавил он.

"От российских КАБ не спасет академия West Point в США"

Утверждения о территориальных потерях Украины из-за плохого обучения военных — довольно примитивные. Следует говорить о комплексном и многофакторном явлении, куда входит и обеспечение подразделений передовым вооружением, подчеркивает военный психолог из группы инженерного обеспечения 67-й ОМБ Андрей Козинчук.

"ВС РФ превосходят нас в численности солдат, в военной технике и прочих ресурсах. Даже если украинских новобранцев профессионально подготовят в американской академии West Point (высшее федеральное военное учебное заведение армии США, одна из старейших военных академий, — ред.), их не спасет это от десятков ударов КАБами", — объясняет Фокусу военный.

Академия West Point в США является ведущим учебным заведением в мире по подготовке военных

Западные партнеры, по словам Козинчука, не сдержали обещаний по поставкам оружия, которое будет адекватно нынешнему театру боевых действий. Военные центры в Украине сейчас ограничены во времени на качественную подготовку. Если обучать всех мобилизованных в течении полугода, враг легко дойдет до Киева.

Что делать с обучением новобранцев в ВСУ?

Проблема с обучением армейских кадров останется, пока в руководстве ВСУ есть советские генералы. Во всей военной системе Украины должна произойти кардинальная реформа, а пока страна держится на воссозданной советской армии, отмечает в разговоре с Фокусом военный эксперт Олег Жданов.

Исключения из правил составляют несколько бригад, действующие по стандартам НАТО. Процесс обновления ВСУ пока не выходит за рамки этих подразделений.

"В армии тянется советская рутина. Отсюда имеем и методы работы ТЦК. Военкомы обязаны осуществлять первичный профотбор, но они занимаются абсолютно другими вещами", — делится оценками аналитик.

Украинские военные бригады, работающие по стандартам НАТО, первыми начали внедрять рекрутинг. Военные готовят специалистов под себя: рекрут приходит добровольно, подписывает контракт и его обучают по выбранной специальности.

Однако рекрутинг не обеспечит всех мобилизационных потребностей. Подготовка украинской армии в крупных учебных центрах все же остается важным элементом боевого слаживания.

За подготовку сухопутных войск отвечает профильный командующий

"К слову, за систему подготовки в сухопутных войсках отвечает их командующий. С 5 августа 2019-го по 8 февраля 2024 года эту должность занимал Александр Сырский. Вот он и пожинает плоды своей профессиональной деятельности", — замечает Жданов.

По словам Андрея Козинчука, мотивация личного состава сейчас ниже, чем в начале российского вторжения. Как правило, это пойманные ТЦК мужчины на улицах. Желания служить у них нет, эмоция страха преобладает над разумом.

Военный психолог считает нужным получить базовые фронтовые навыки еще до попадания в армию. Все военнообязанные граждане Украины должны пройти курс тактической медицины и повышать свою физическую выносливость. Элементарным упражнением станет прохождение за день не менее 12 000 шагов без отягощения.

"Даже если такого мужчину не мобилизую, это будет полезно для его здоровья", — заключил он.

Напомним, недавно украинская компания U-Force показала передовые системы лазерных симуляторов MILES, необходимые в процессе обучения военных. Лазерные приборы крепятся к оружию и тренировочному снаряжению для профессиональной отработки стрелковых навыков и тактических маневров.

Сырский в июле 2024 года решил добавить к курсу подготовки военных ВСУ изучение норм международного гуманитарного права. Данный курс, по убеждению командования, нужен для высокого уровня правовой культуры бойца.