Пить кофе с коньяком и закусывать тортом — вчерашний день. Гарвардский ученый и изобретатель Дэвид Эдвардс убежден: их, как и многие другие продукты, нужно вдыхать
Распыляемые напитки и еда пока в диковинку даже для видавших виды американских потребителей. Но после официального выхода на рынок кофеинового ингалятора AeroShot в январе нынешнего года охочие до необычных товаров покупатели за два месяца размели годовые запасы товара в онлайн-магазинах Бостона и Нью-Йорка. Возможность заменить привычную чашечку эспрессо всего одним вдохом стала мощным продающим посылом.
В Украине кофеиновых ингаляторов пока не сыскать, но в Латвии и Эстонии они уже продаются. В редакции Фокуса AeroShot тестировали заядлые кофеманы. Чтобы опустошить тюбик размером с губную помаду, понадобилось не больше восьми "затяжек". Согласно описанию на упаковке, одна доза AeroShot равняется 100 мг кофеина и может заменить обычную чашку кофе. В качестве бонуса в состав белого порошка также входят витамины группы В и стевия — природный заменитель сахара. Так что AeroShot вполне могут употреблять и диабетики.
На вкус пар из ингалятора больше всего напоминает сладковатый лайм, который оседает на слизистой оболочке и оставляет немного приторное послевкусие. Роднит AeroShot с кофе только бодрящая доза кофеина. Участники дегустации вынесли свой вердикт: любопытно, но менять традиционный ароматный напиток на инновационный стимулятор они бы не стали. Впрочем, в компании Breathable Foods, основанной американским изобретателем Дэвидом Эдвардсом, AeroShot не считают конкурентом кофе. "Это скорее дополнение к нему, — объясняет Фокусу Александр Террейн, глава Lab Store, парижского представительства компании Breathable Foods. — Мы уверены, что любители кофе ни за что не откажутся от удовольствия, которое получают от утренней кофейной церемонии. Но если вам нужна быстрая доза стимулятора в любое время суток в любом месте, то портативный ингалятор может стать альтернативой энергетическим напиткам".
По словам Террейна, основной рынок компании сегодня — США, хотя в Lab Store обращаются дистрибьюторы со всего мира. Армия поклонников изобретений чудаковатого гарвардского профессора Дэвида Эдвардса неуклонно растет.
В апреле парижская лаборатория объя-вила о выпуске на рынок еще одной новинки — аппарата для вдыхания еды Le Whaf, смахивающего на стеклянную вазу или аквариум. Принцип работы устройства прост: когда оно включено, тысячи пьезоэлектрических кристаллов создают ультразвуковые волны внутри конструкции. С их помощью распыляется жидкость или пастообразная субстанция, которая превращается в миллионы мельчайших капель. Эту облакообразную массу можно потягивать через соломинку.
Лучше всего аппарат работает с алкогольными коктейлями и чистыми спиртными напитками вроде виски. Но распылить можно и йогурт, и торт. В Lab Store для парогенератора производят специальные полуфабрикаты твердых продуктов. В отличие от AeroShot, Le Whaf сохраняет первоначальный вкус блюд, над рецептами которых работали лучшие французские шеф-повара. Эдвардс уверяет, что любители сладостей могут не опасаться за свою фигуру: в паре число калорий в разы меньше. Распыленные алкогольные напитки действуют на организм мягче, так что, по словам изобретателя, можно в течение долгих часов смаковать коктейли и не пьянеть.
Дэвид Эдвардс стал известен в США после изобретения шоколадного ингалятора Le Whif в 2007 году. Внешне похожие на AeroShot тюбики имели четыре вкуса: шоколад классический черный, с ароматом мяты, манго и малины. "Наша лаборатория начиналась с шоколада, который можно было вдыхать, потом мы решили заняться энергетическими продуктами, —
рассказывает Александр Террейн. — Теперь у нас появилась еще одна новая технология. Она называется WikiCell — это упаковка, которую можно съесть. Представьте себе: сначала вы съедаете суп или мороженое, выпиваете сок, а потом "закусываете" упаковкой, в которой этот продукт продавался".
Недавно парижский магазин Lab Store открыл для покупателей бар, в котором они могут попробовать все, что сегодня производит компания. В этот экспериментальный кулинарный дизайн-центр, как его называют в компании, часто заходят туристы — бар расположен неподалеку от Лувра. Ежедневно здесь бывает до 100 человек. Обычное меню с традиционными блюдами дополняют бонусы — "воздушные" продукты на выбор, но в дальнейшем компания планирует полностью перейти на "паровую" кухню и устраивать в подобных барах особые инновационные вечеринки. Тогда посетители смогут создавать новые продукты вместе с учеными Lab Store. "После тестирования товара мы будем готовы ставить их на коммерческую основу", — говорит Террейн и обещает, что компания гарантирует каждому изобретателю отчисление роялти.
Первые идеи Дэвида Эдвардса, по его собственным словам, были на удивление бессмысленными. Потребители относились к ним, как к баловству. Теперь ученый уверен, что у воздушной кухни появятся последователи. Эдвардса часто сравнивают с Вилли Вонка, героем романа-сказки Роальда Даля "Чарли и шоколадная фабрика". На "фабрике" гарвардского ученого тоже много странностей, и он так же, как Вонка, готов изобретать все новые сладости и новые способы их поедания. Он мечтает о том, что рестораны будущего будут совершенно не похожи на нынешние. Питание превратится в эфемерное действие, а посетители будут принимать пищу, неспешно перемещаясь по залу и вдыхая пары съедобных облаков, клубящихся над шведскими столами.
Еда из воздуха
О "воздушной кухне" от Дэвида Эдвардса Фокусу рассказал Александр Террейн, глава Lab Store, парижского представительства американской компании Breathable Foods
- В США появление AeroShot в декабре прошлого года сначала вызвало неоднозначную реакцию. Сенатор Чарльз Шумер устроил пресс-конференцию, на которой обратился к Управлению по контролю качества продуктов и лекарств США с просьбой проверить новинку. Чем закончилась эта история?
– В начале марта комиссия прислала письмо, в котором фактически признала, что AeroShot абсолютно безопасен. У них были вопросы по поводу надписей на упаковке.
Мы обычно называем наш продукт пищевой добавкой. Но такой продукт, по мнению Управления, потребитель должен глотать. А наш продукт они вдыхают. Они заявили, что это вводит потребителей в заблуждение. Мы вместе с Управлением изменили формулировку надписи на упаковке таким образом, чтобы сделать их максимально понятными для покупателей. Теперь мы пишем, что вы кладете продукт в рот, а потом глотаете (порошок).
– На европейском рынке вам не предъявляли претензий?
– В Европе мы запустили AeroShot в начале этого года. Мы уже протестировали продукцию в Норвегии, Италии, Британии, Ирландии, даже в Гонконге, Австралии, Южной Африке. Мы сейчас пытаемся исследовать различные рынки. Пока проблем не было.
– Как насчет Восточной Европы? Есть планы открыть представительство в Украине?
– Пока до Украины мы не добрались. Но наша продукция уже продается в Литве и Эстонии.
– Как вы выходите на эти рынки?
– У нас есть много запросов, предложений о сотрудничестве со всего мира. Мы никого не ищем.
– Кто обращается? Рестораны? Кафе?
– В первую очередь, это просто дистрибьюторы, которые работают с продуктами питания.
Они могут продавать наш товар в магазине, на сайте. Вот что бы мы хотели узнать – кто будет покупать наш продукт у этих дистрибьюторов.
– Вы изучали, как возможная передозировка влияет организм?
– Да, в AeroShot есть доза кофеина. Мы рекомендуем не употреблять больше трех упаковок в день. Одна упаковка равна одной чашке кофе, и один тюбик намного слабее, чем те энергетические напитки, которые сегодня можно купить. Но если у кого-то есть противопоказания в отношении кофеина, тогда лучше воздержаться от его употребления.
– Вы уверены в том, что AeroShot может заменить кофе?
– Я сам не большой фанат кофе. Но если говорить о том, что бы я выбрал, то это будет AeroShot.(смеется) Почему? Есть люди, которым не очень нравится пить кофе. Может, у кого-то от кофе болит желудок. В этом случае люди будут выбирать AeroShot.
– Но ведь кофе – это особый ритуал. За чашкой кофе можно посидеть, пообщаться с друзьями. AeroShot этого не дает.
– Ну, да, то же самое и с курением. Курение тоже социализирует.
– Но курение точно вредит здоровью. Этого о кофе не скажешь.
– Ну, все же, есть неприятные моменты и в случае с кофе. Налет на зубах, опять же, неприятные ощущения в желудке. Многие врачи, особенно стоматологи вам могут посоветовать не пить кофе. Так что AeroShot в каком-то смысле задумывался и для решения этих проблем. А второй плюс AeroShot – это возможность быстрее получить дозу кофеина в организм. Что касается социализации, то вся наша продукция – это что-то новое. И наши покупатели могут исследовать его вместе. Это весело!
– А кто он, ваш потребитель?
– AeroShot компактен, его можно положить в карман. Есть четыре области, где мы видим массовое использование нашего продукта: во время занятий спортом, во время какой-то игры, во время работы или находясь на рулем. Так что нашей целевой аудиторией могут быть и студенты, и профессора, и водители, и офисные работники.
– В Париже вы открыли при магазине бар. Много у вас бывает посетителей?
– Бар - это часть нашей концепции. Это такая экспериментальная лаборатория. Там заправляют шеф-повара, они вместе с Дэвидом Эдвардсом разрабатывают меню, экспериментируют с какими-то продуктами. Так что это такой удивительный кулинарый дизайн-центр. Он всегда открыт, кто угодно может туда зайти, протестировать какую-то продукцию. В обычный день у нас бывает до 90 посетителей.
– На сайте сказано, что ваши посетители могут принимать участие в процессе изобретения каких-то новинок.
– Сейчас мы отрабатываем эту систему обратной связи. Мы собираемся открыть такой бар в США. Это позволит создавать, творить продукт вместе, когда мы будем собирать раз в несколько месяцев публику и устраивать вечеринки по созданию чего-то нового. Потом мы будем тестировать новый товар на рынке. Мы будем подписывать с нашими соавторами контракт и отчислят роялти. Мы очень прозрачны в этом отношении.
– Дэвид Эдвардс говорил о том, что принцип "воздушных продуктов" может быть полезен и фармацевтической продукции. Ведь таким образом лекарства будут попадать в организм намного быстрее.
– Пока говорить о каких-то конкретных проектах рано, но мы ведем переговоры с несколькими крупнейшими фармацевтическими компаниями и наши инвесторы считают, что это рынок с большим потенциалом.
Яна Седова, Фокус