Разделы
Материалы

Украинцы оценили европейский подход к рождественским подаркам

Мария Бондарь

В европейских странах люди давно разработали простые правила: как не разориться во время новогодней потребительской лихорадки

Блестящая оберточная бумага разворачивалась с веселым шуршанием. Яркая лента с декоративным бантом была давно разрезана. Вот показалась коробочка из очень плотного и пестрого глянцевитого картона.

Он с детства любил распаковывать подарки. Любил это нетерпеливо-радостное ожидание неизвестного, хоть и знал, что за ним всегда приходит легкое разочарование.

В коробочке лежали лимонно-желтые дизайнерские носки. Стаявшая рядом троюродная сестра Наташа искрила улыбками и явно была очень довольна своим презентом: "Тебе нравится? Лимонно-желтый – самый модный цвет". Она понимала, что родственники не ожидали ее появления сегодня и, вероятно, еще не подготовили ответных подарков, потому не обижалась: "Я приду 7-го января, у вас еще будет время".

Для Наташи 2014 год сложился исключительно удачно. Будучи толковым программистом, она наконец-то избавилась от необходимости работать на украинские аутсорсинговые фирмы, и стала получать заказы напрямую от зарубежных клиентов. Американские и европейские заказчики платили в долларах и евро, так что от недавнего падения курса гривны она совершенно не пострадала.

Денежные поступления росли теперь можно было сделать то, чего ей всегда хотелось – "засыпать" родню красивыми и модными вещами, которых они никогда не могли себе позволить.

Троюродный брат – сотрудник почти обанкротившегося киевского рекламного агентства – в растерянности рассматривал ценник, висевший на подаренных желтых носках – USD 65. Больше тысячи гривен.

Он-то надеялся отделаться коробкой конфет, а теперь придется раскошелиться. Нельзя же ударить в грязь лицом и признать, что ему не по средствами сейчас Наташина щедрость.

Было из-за чего расстраиваться: два непогашенных кредита, растущие расходы на ребенка, к тому же велика вероятность того, что в новом году его агентство закроют. Он с ужасом думал о том, как будет объяснять жене необходимость выделения тысячи гривен на подарок троюродной сестре. Однако, признавать свою бедность отчаянно не хотелось.

И взбрело же Наташе в голову купить ему эти дурацкие носки! Зачем она вообще явилась, полгода не виделись и не горевали!

Дешевые подарки - это тренд

Эта ситуация типична не только для украинских реалий. Два года назад британский финансист Мартин Льюис описывал нечто подобное, призывая сограждан отказаться от раздачи рождественских подарков, или, по крайней мере, ограничить их количество и стоимость. Он даже разработал online – сервис, генерирующий стандартные автоматические e-mail: "Я тебе ничего не куплю, если ты поступишь так же" для всей адресной книги подписавшегося пользователя.

Жители Туманного Альбиона откликнулись на призыв. Объемы продаж подарочных товарных категорий за последние два года снизились настолько, что десяток крупных "домашних" производителей переориентировались на рынки других стран. Причем, не соседних, что казалось бы логичным, а довольно далеких – Мексика, Бразилия, Аргентина, Доминиканская республика, ЮАР, Россия.

Разумеется дело не в самих статьях Льюиса, он всего лишь отразил зарождавшийся тогда тренд – повсеместный отказ от рождественских подарков. Эта тенденция быстро распространилась по всей Западной Европе. Для тех, кто оказался не готов полностью отказаться от празднично-подарочной суеты европейцы, выработали несколько простых компромиссных решений.

  1. Установить лимит стоимости подарка. К примеру, не дороже USD5.
  2. Договориться с друзьями и родственниками о том, что каждый получает и преподносит только один презент. Одариваемых между дарителями можно распределить по жребию.
  3. Вручать вместо традиционных подарков сертификаты о совершении благотворительных взносов от имени одариваемых. Это, по крайней мере, не будет похоже на напрасную трату денег.

В этом году западный тренд, похоже, добрался до наших широт. Исключительно низкий уровень продаж сувенирной продукции в праздничный период – явное тому подтверждение.