Разделы
Материалы

Мат, расизм и сексизм. Самые громкие фешен-скандалы последнего времени

Лидия Новоселецкая

В последнее время модную индустрию захлестнула волна резонансных скандалов в сети и медиа. Редакция Фокуса вспоминает самые громкие из них

На прошлой неделе британский универмаг Harrods был вынужден срочно изъять из продажи коллекцию худи и свитшотов бренда Vetements. Причиной этому послужили матерные надписи на одежде, которые были выданы пресс-службой бренда, как слова, отражающие "непримиримую позицию марки" на грузинском языке.

Глаза на реальное положение вещей открыл менеджменту Harrods журналист Financial Times Макс Седдон, опубликовав в своем аккаунте Twitter разъяснительный пост: "This hoodie has "Georgian lettering" and "is imbued with signature unapologetic attitude," according to Harrods, who will sell it to you for a mere £680" (по словам универмага Хэрродс, на этой толстовке с капюшоном размещена "грузинская надпись", "пропитанная фирменным непростительным отношением". Можете приобрести ее всего за 680 фунтов стерлингов), – написал журналист.

В действительности, худи с надписью "Иди на …" продавались в корнере бренда в одном из самых престижных универмагов Лондона по цене 680 фунтов за единицу. В связи с очередным конфузом в модной индустрии Фокус вспоминает резонансные фешен-скандалы последнего времени.

Reebok, севший себе на лицо

Прошлый месяц ознаменовался крупным скандалом с рекламой бренда Reebok. Пост с лозунгом "Пересядь с иглы мужского одобрения на мужское лицо" вызвал непримиримые обсуждения в сети и был назван сексистским. После разразившего скандала концептолог адаптации рекламной кампании и директор по маркетингу российского представительства Александр Голофаст покинул свой пост в компании. Он утверждал, что головной офис спортивного бренда утвердил все цитаты, и его представители были даже в восторге от того, насколько это дерзко и интересно и соответствует глобальной стратегии делать что-то яркое и необычное". "В Reebok нам постоянно твердят, что надо быть defying и disruptive ("бросающим вызов" и "революционным" – прим.), – сказал он. – "Это было действительно defying и disruptive, но при первом же негативе компания пошла на попятную", – рассказал маркетолог одному из новостных изданий.

Скандальный пост рекламной кампании в России стал адаптацией одного из визуалов для западной промо-кампании бренда. Правда, адаптация получилась слишком авторской: Так выглядит рекламная кампания Reebok на Западе: "Никогда не извиняйся за то, что ты сильная". А вот так – рекламная кампания Reebok в России: "Пересядь на мужское лицо".

Dolce & Gabbana – главные расисты года

Конец прошлого года ознаменовался сразу двумя скандалами больших брендов и китайской общественности. Первыми под раздачу цензуры Китайской Республики попал итальянский модный дом Dolce & Gabbana. Промо-видео коллекции бренда, созданное для китайского рынка, получило море нареканий и было названо расистским. В Instagram аккаунте модного дома были опубликованы три видео-ролика с участием девушки азиатской национальности. По сюжету модель старалась есть блюда итальянской кухни китайскими палочками. Сначала к столу подали пиццу, затем канноли, а в заключение девушка должна была съесть пасту. Конечно, с помощью палочек ей этого сделать не удается и в кадре она выглядит довольно нелепо.

Скандал разразился непосредственно перед большим показом модного дома в Шанхае, который в итоге организаторы были вынуждены перенести на неопределенный срок. Резонансные пересуды в сети были щедро сдобрены самим Стефано Габбана, который в переписке с интернет-пользователем назвал собеседника "необразованной, грязной и вонючей нацией". При этом дизайнер отвергал присутствие намеков на расизм в сюжете ролика. В дальнейшем Стефано Габбана отказался от своих слов, рассказав подписчикам, что его аккаунт в сети был взломан и на вопросы пользователя отвечал не он.

Громкий скандал был приостановлен, когда креативные директора модного бренда довольно неуклюже принесли извинения на ломаном китайском языке за необдуманно снятое видео. Приключившуюся историю модельеры назвали большой неудачей.

Бренд Burberry стал причиной замедления роста китайской экономики

Спустя полтора месяца в центре нового китайского скандала оказался британский модный дом Burberry, который опубликовал серию рекламных постов бренда в преддверии китайского Нового года. Главными героями рекламной кампании выступили амбассадоры бренда модели и актрисы Чжао Вэй и Чжоу Дунью.

Некоторые пользователи сети посчитали, что сцены на снимках промо коллекции модного дома напоминают эпизоды из фильмов ужасов, другие связали депрессивное выражение на лицах моделей с замедлением роста экономики Китая. Правда, раздуть такой же громкий скандал, как с итальянским брендом, китайцам не удалось. В этот раз шумиха стихла на этапе упреков в том, что британский бренд промахнулся с культурным контекстом.

Правда, уже в феврале компании пришлось снова приносить официальные извинения. На этот раз причиной недовольства общественности стал дизайн толстовки с петлей на шее, выпущенной в рамках коллекции с морской тематикой. Генеральный директор бренда Марко Гобетти признал, что модный дом совершил ошибку, допустив толстовку к показу. "Мы удалили и саму вещь, и все фотографии, на которых она была. Несмотря на то что на этот дизайн нас вдохновила морская тематика, которая заметна во всей коллекции, он оказался недопустимым", – прокомментировал ситуацию топ-менеджер бренда.

Gucci и блэкфейс: по следам других итальянских расистов от моды

Не миновала чаша сия и модный дом Gucci. Итальянский бренд попал в скандальные заголовки из-за свитера-балаклавы осенне-зимней коллекции-2018, получивший от пользователей сети название "свитер-блэкфейс". По мнению общественности, свитер оказался похож на черный грим белых актеров, изображавших афроамериканцев. Черный воротник, по задумке дизайнеров, должен был натягиваться на лицо. А красный разрез ложился точно на губы.

Свитер, цена которого составляла 890 долларов, вызвал шквал негодования. Ситуация усугубилась тем, что именно февраль в США отмечается как Месяц афроамериканской истории. "Gucci сделал свитер, который похож на "блэкфейс", в Месяц афроамериканской истории... а теперь они извиняются, потому что не знали, что изображение "блэкфейс" – это расизм", – писали возмущенные пользователи. И хотя некоторые афроамериканцы не нашли в вещи бренда ничего оскорбительного, модный дом принес официальные извинения и пообещал "вынести для себя ценные уроки этики".

Скандал Haute Couture от Ульяны Сергеенко

В прошлом году на Неделе зимних показов в Париже разразился один из самых масштабных скандалов модных недель. В этот раз гневные молнии полетели в адрес российского дизайнера Ульяны Сергеенко, которая опубликовала в своем Instagram пост-приглашение на показ бренда Ulyana Sergeenko в столице Франции словами "To my niggas in Paris", процитировав песню Niggas in Paris Канье Уэста и Джей Зи.

Оппонентами в скандале с российским дизайнером стали модель Наоми Кэмбелл, фотограф Адам Катц Синдинг и другие темнокожие знаменитости.

Ульяна оправдывалась в социальных сетях: "Сегодня я проснулась и увидела много оскорбительных сообщений: "Ты заслуживаешь худшего в своей жизни" и другие. Я родилась в маленьком городе на юге Казахстана, моя дочь наполовину армянка, и я никогда не делила людей на белых и черных. Канье Уэст – один из моих любимых музыкантов, а NP [Niggas in Paris] всегда была одной из самых любимых песен. Да, мы называем друг друга словом на N, когда нам хочется верить, что мы такие же крутые, как парни, которые поют эту песню. Я приношу глубокие извинения перед всеми, кого могла обидеть", — написала она. Сейчас этот пост дизайнера в Instagram удален.

Стоит ли упоминать, что первый ряд модного шоу российского дизайнера, который обычно занимают западные селебрити класса А, в этот раз пустовал?

Более всего в этой истории удивляет, что Сергеенко опубликовала такой неосторожный пост на волне расового скандала с брендом H&M, случившимся несколькими неделями ранее.

В H&M назвали темнокожего ребенка обезьянкой

В начале прошлого года в эпицентре расистского скандала оказался шведский масс-маркет бренд H&M, выпустивший двусмысленную рекламную кампанию детской одежды. На промо-посте коллекции был изображен темнокожий мальчик в джунглях, одетый в худи, на котором пестрела надпись "Самая крутая обезьянка в джунглях".

Представитель компании публично принес извинения за такое оскорбление и пообещал поработать над идейной политикой бренда, однако худи из продажи изъят не был, что позднее повлекло закрытие всех магазинов бренда в ЮАР.