Приходилось ли вам задумываться о том, сколько раз вы заходите социальные сети? Это несколько раз в неделю? Один раз в день? Семьдесят два процента взрослых в Интернете пользуются социальными сетями, а средний пользователь проводит в социальных сетях 23 часа в неделю. Между прочим, это эквивалентно работе с неполной занятостью!
Мы живем в эпоху социальных медиа
- 2 миллиарда пользователей социальных сетей по всему миру
- 500 миллионов твитов отправляются каждый день
- 70 миллионов изображений загружаются в Instagram каждый день
- 300 часов видео загружается в минуту на YouTube.
Что делает нас такими зависимыми? Дело в том, что социальные сети являются продолжением нас самих.Они помогают нам быть на связи с окружением на постоянной основе и наша потребность быть связанными и взаимодействовать с другими константна и неизбежна. За этим социальным инстинктом скрывается еще более сильная необходимость придания смысла и целей нашему миру. Общение с другими позволяет нам создавать целые социальные вселенные из символов - например, язык, цифры, жесты, смайлики - и социальные правила, которые разделяются и понятны каждому.
Социальная причастность является важной частью человеческого бытия. Facebook "Мне нравится" или Twitter "Фаворит" - это социальный сигнал, который заставляет нас чувствовать себя хорошо.
Так же, страх пропустить что-либо является большой движущей силой использования социальных сетей, особенно для людей в возрасте до 30 лет. Шестьдесят семь процентов пользователей говорят, что они боятся, что "что-то упустят". Доктор Стефани Ратледж из Университета в Вайоминге объясняет зависимость так:
"У человека есть мышление для кооперации, компромисса, сдержанности, понимания и управления своим положением в сменяющихся альянсах. Мы замечаем, когда другие делают что-то, что подчеркивает нашу значимость. Это всегда вызывает у человека примитивные реакции из области инстинктов выживания. Люди в возрасте до 30 лет все еще находятся в том периоде, когда они создают свою собственную жизнь, развивают личную и профессиональную идентичность, становятся экономически жизнеспособными (создают альянсы) . И акцент у них всегда сделан на область социальных сетей. Именно там они идентифицируют себя, как социальную единицу.
Для развития и укоренения эго нужна платформа, на которой индивид может себя демонстрировать, и социальные сети - идеальное решение. Восемьдесят процентов наших разговоров в Интернете являются самораскрытием, по сравнению с 30-40 процентами разговоров в автономном режиме. Мы живем в обществе "Я" с навязчивой идеей "я", которая заставляет нас обновлять свой статус и отмечать себя на фотографиях (но, конечно, только те, на которых мы хорошо выглядим).
Социальное сравнение с другими людьми и повышение самооценки. Люди склонны сравнивать себя, чтобы оценить чувства, сильные и слабые стороны, способности и перспективы. Подтверждение ваших социальных связей заставляет вас чувствовать себя значительно.
Почти кокаин
Кроме того, социальные сети способны захватывать как физически, так и психологически. Исследование, проведенное в Гарвардском университете, показало, что самораскрытие в сети активирует часть мозга, которая также активируется при употреблении вызывающего привыкание наркотика, такого как кокаин.
Общение должно быть человеком
"Невозможно не общаться" - одна из ключевых основ, принятых в социальной и клинической психологии. Социальный мир конструируется через взаимодействие между людьми: роли, правила, категоризации, стереотипы, нормальность, отклонения - это результаты человеческого общения, результат нашего бытия людьми, - комментирует доктор Ретлидж.
Таким образом, социальные сети являются продолжением нашего самого глубокого психологического инстинкта: быть социальными. Они становятся некой созданной вселенной без времени и пространства, которые необходимы в условиях реальной жизни и для многих этот фактор является своего рода освобождением.
Все чаще зависимость от социальных сетей переростает в настоящую наркоманию. У вас даже могут появляться весомые оправдания, которыми часто пользуются настоящие наркоманы. Например, вам всегда нужны социальные сети по части вашей деятельности (если вы - журналист, пиарщик, организатор праздников или предствитель другой профессии, требующей постоянной социальной вовлеченности). Или вам нужно всегда быть на связи с друзьями. На самом деле, вы постоянно проверяете, какую реакцию вызывают ваши снимки или другие виды постов. Вы так привыкаете к "поглаживаниям", что уже не мыслите без них своего жизни.
Как с этим бороться?
Психологи давно рекомендуют периодически делать детоксы от социальных медиа. Например, поставить себе целью не заходить в свой аккаунт в течение 21 дня (для тех, кто не выдерживает, начните с одной недели). Чащи придумывайте, чем себя занять после работы. Причем, ваше хобби должно предполагать реальное общение с людьми: запишитесь на танцы, йогу, курсы иностранных языков. Словом, вам нужны живые люди – не из монитора.
И важно помнить, что без вашего желания реально начать контролировать свое присутствие в сетях, чуда не произойдет. Здесь дело обстоит также, как с другими зависимостями.
Подготовлено по материалам keepitusable.com .