Разделы
Материалы

Эффективный open space. Как выжить в "большом аквариуме"

Лидия Новоселецкая
Gettyimages

Когда-то концепция открытого офиса казалась довольно удачной. Американские психологи конца 1970-х прогнозировали сплоченность коллективов, рост командного духа, дружескую атмосферу, всеобщую вовлеченность в рабочие процессы, взаимопомощь и другие явления, которые мы вряд ли встретим хоть в одном даже самом сносном по атмосфере open space

На деле же рабочие пространства открытого типа представляют собой нечто на манер современного коворкинка, с одной лишь поправкой: в нем все между собой знакомы и действительно вовлечены в синхронные рабочие процессы. (по материалам Harvard Business Review)/

Правда, ни сплоченности коллектива, ни командного духа такие офисы не "рождают", напротив: в них царит взаимное раздражение, для которого находится масса причин. Температура воздуха, к которой у всех сотрудников разное отношение, запахи (заслуживающие отдельного обсуждения), шум, который часто не дает сосредоточиться на работе. Не говоря о том, что ежедневное близкое присутствие совсем не близких людей для большинства сотрудников – настоящий стресс.

В открытом рабочем пространстве редко возникают дружеские отношения именно по причине отсутствия возможности сохранять малейшую приватность (все сразу, как известно, дружить не могут). Зато в таком офисе находится место взаимному подозрению, постоянному психологическому напряжению, интригам и желанию искать способы что-то скрывать от коллег и руководства. Стоит ли говорить, что заболеваемость в таких офисах в разы выше. Ведь стоит заболеть кому-то одному, как вирус подхватывают все, кто его окружает.

Еще несколько лет назад считалось, что открытые рабочие пространства способствуют спонтанным бренйстормам. На самом деле сотрудники тратят примерно полтора часа в день на болтовню, которая не имеет ничего общего с рабочими процессами. Еще один безусловный недостаток такого типа офиса – полное отсутствие конфиденциальности. Любой телефонный разговор моментально становится достоянием общественности, впрочем, как и личные разговоры сотрудников между собой.

Мы собрали несколько полезных советов на тему и решили поделиться парой неплохих лайфхаков по выживанию в опенспейсе.

Слушать музыку в наушниках

Конечно, подходит такое решение вопроса далеко не всем. Во-первых, далеко не каждый способен сосредоточиться, заменив один шум на другой. Во-вторых, длительное пребывание в наушниках вредно для нервной системы и для психики в целом. Так что это небольшое временное решение, которым можно пользоваться изредка.

Правда, в последние годы появились различные приложения, созданные с целью использования в open space. Среди наиболее популярных: MyNoise, A Soft Murmur или Noisli, а также приложения для медитации, например Calm.

Приобрести беруши

Еще один прикладной лайфхак – использование берушей. Впрочем, у этого метода защиты от шума также есть недостатки. От частого использования такого средства могут появляться ушные инфекции, ведь вы не сможете каждый раз подвергать беруши правильной дезинфекции. Если говорить об эффективности, конечно же, они приглушат шумовой фон и дадут возможность спокойно работать.

Медитация

В последнее время появилось множество медитаций на концентрацию. Они учат слушателя концентрироваться на своем дыхании и не отвлекаться на внешние процессы. К слову, такой метод полезен не только в офисе открытого типа, но и в любой другой обстановке, требующей внезапной концентрации на фоне шумов.

Установите общие правила

Почти каждому человеку не особо удобно работать в офисе открытого типа. Следовательно, вы и ваши коллеги в каком-то смысле в одной лодке. Если отношения хоть немного позволяют, попробуйте с ними договориться. Введите правила распорядка дня, согласуйте время "на пошуметь" и "на поработать". Возможно, с первого взгляда подобный вариант кажется мало выполнимым, но если вам удастся установить границы, вы быстро ощутите преимущества нового положения вещей.

Пробуйте чаще пребывать вне офиса

К сожалению, такой вариант возможен не для всех. Но если компания не требует вашего сиюминутного присутствия в офисе, а род деятельности не предполагает постоянной необходимости быть на связи, отправляйтесь в кафе или коворкинг. Во-первых, вы разнообразите свой рабочий день, во-вторых, сможете эффективно поработать вдали от сотрудников.

Еще можно попробовать согласовать с руководством один или два дня работы из дома. Если ваша компания отличается демократичным подходом к сотрудникам, вам удастся отвоевать для себя немалую толику свободного пространства.