Разделы
Материалы

"Носферату", "Муха" и "Прочь": лучшие фильмы ужасов за 100 лет в преддверии Хэллоуина

Фото: коллаж "Фокус"

С развитием кинопроизводства стали развиваться и разные жанры. Cтрасть людей к страшному и мистическому ожидаемо дала толчок к развитию жанра "ужасов". Фокус собрал лучшее за век кинематографа в преддверии Хэллоуина, характеризующее каждое десятилетие

Говоря строго, знаменитое "Прибытие поезда" братьев Люмьер было тоже фильмом ужасов в своем роде. Молва гласит, что первые зрители в панике покидали свои места и разбегались, опасаясь, что поезд выедет на них с экрана. Но кинопроизводство развивалось, фильмы ужасов снимают уже сто лет, и каждое десятилетие отражает моду на то или иной поджанр. Критики часто смотрят на "ужасы" несколько свысока, но публика, как и во все времена, любит щекотать нервы и переживать за героев, которым приходится сталкиваться с необъяснимым. А еще фильмы ужасов, по мнению кинокритиков издания Variety, прекрасно отражали страхи своего времени.

Вот 10 достойных представителей своего жанра. Возможно, они не лучшие в своем роде, потому что вкусы ценителей разнятся, но каждый фильм демонстрирует, как менялась мода на страх.

1920-е: "Носферату, симфония ужаса"

Немой немецкий фильм по сценарию Хенрика Галина был неофициальной адаптацией романа Брэма Стокера "Дракула". Режиссером стал Фридрих Вильгельм Мурнау. Когда в 1921 году состоялась премьера фильма, мир пытался оправится от ущерба, нанесенного Первой мировой войны, Октябрьской революцией и пандемией Испанского гриппа. Зрители были в ужасе, увидев на экране графа Орлока - воплощение смерти и разрушения, преследующего свои жертвы в зараженном чумой городе.

Другие известные фильмы десятилетия: "Кабинет доктора Калигари" (1920), "Горбун из Нотр-Дама" (1923), "Призрак оперы" (1925), "Лондон после полуночи" (1927), "Кот и канарейка" (1927).

1930-е годы: "Франкенштейн"

Этот фильм Джеймса Уэйла 1931 года с Борисом Карлоффом в главной роли сильно отличается от романа Мэри Шелли 1818 года, но сохраняет центральную тему: высокомерие человека. В 1930-е годы зрители жили во времена Великой депрессии, обвиняя банкиров и политиков в своих трудностях. Злодеи из фильмов ужасов 1930-х годов - высокомерные люди, которые верят, что могут изменить естественный порядок вещей; жертвы - ни в чем не повинны и случайны. Безумные ученые занимали центральное место в фильмах того времени: "Человек-невидимка" (1933), "Доктор Парамаунт". "Джекил и мистер Хайд" (1931). Подобно созданию Франкенштейна и Кинг-Конгу, многие "злодеи" 1930-х годов были сочувствующими изгоями, которые пытались справиться с бессердечным миром, в создании которого они не участвовали.

К слову, события многих из классических фильмов ужасов того времени разворачиваются в Европе. Это обусловлено, как романами-первоисточниками, так и влиянием Первой мировой. Считалось, что именно в Европе могут происходить все эти страшные вещи, в атмосфере старинных городов, где рождались легенды и мифы.

Другие известные фильмы десятилетия: "Дракула" (1931), "Мумия" (1932), "Белый зомби" (1932), "Кинг-Конг" (1933).

1940-е: "Люди-кошки"

Фильма Жака Турнера 1942 года о проклятиях и оборотнях. Надо отметить, что в 1940-е снималось довольно мало фильмов ужасов, все они обыгрывали страх перед неизвестным и необъяснимым. Обусловлено это было Второй мировой войной. Вместо чудовищ выдуманных, зрителю предлагали чудовищ реальных – нацистов. И реально происходящие кошмарные события затмевали все, что могли выдумать сценаристы и режиссеры. Тогда снимали много ремейков и сиквелов, смешивали страшное и комедийное.

Другие известные фильмы десятилетия: "Человек-волк" (1941), "Остров мертвых" (1945), "Бедлам" (1945), "Зверь с пятью пальцами" (1946).

1950-е: "Годзилла"

1950-е годы являются ярким примером причинно-следственной связи между душевными травмами от реальных событий и сценариями знаковых фильмов ужасов того времени. "Годзилла" 1954 года японского режиссера Иширо Хонды, и другие гигантские монстры ворвались на экраны. Когда в 1945 году на Хиросиму и Нагасаки были сброшены первые атомные бомбы, в Японии воцарились смерть, разрешения и ядерные осадки, уничтожавшие людей и природу. Фильмы описывали апокалиптические сценарии – когда взрывы порождают монстров, уничтожающих то, что не убили взрывы. В Японии после "Годзиллы" были "Мотра", "Родан и "Гамера", в США были сняты "Они!" (1954) и "Атака гигантских пиявок" (1959).

Другие известные фильмы десятилетия: "Дом восковых фигур" (1953), "Существо из Черной лагуны" (1954), "Нашествие похитителей тел" (1956), "Атака 50-футовой женщины" (1958).

1960-е: "Ребенок Розмари"

Роман Полански создал классический фильм ужасов о жертве заговора в 1968 году. Это стало ключевой концепцией десятилетия: вам врут все и государство и родные, теории заговора множатся, в тайных лабораториях проводятся эксперименты, секретные организации творят свои темные дела, маньяки, с виду ничем не отличающиеся от нормальных людей, заставляют людей исчезать без следа. Параноидальные настроения множились в фильмах того времени.

Другие известные фильмы десятилетия: "Психо" (1960), "Деревня проклятых" (1960), "Дом Ашеров" (1960), "Ночь живых мертвецов" (1968).

1970-е: "Хэллоуин"

Фильм Джона Карпентера, вышедший в 1978 году с юной актрисой Джейми Ли Кертис, знаменовал начало новой эпохи в жанре "ужасов". В отличие от чувствительных злодеев-мыслителей прежних эпох, негодяи 70-х были безликими и бездушными: "Хэллоуин", "Пятница, 13-е", "Техасская резня бензопилой". Ужасы 1970-х годов отражали настроения после нашумевшего убийства актрисы Шарон Тейт 1969 года. Члены семьи Мэнсонов без всякой причины убивали случайно выбранных людей в своих домах. Теперь в центре сценария были не гигантские чудовища или мистические создания, но самое ужасное и жестокое существо в мире – сам человек. Дом перестал быть надежным убежищем, такие фразы, как "соседский мальчик", внезапно приобрели зловещий оттенок.

Другие известные фильмы десятилетия: "Экзорцист" (1973), "Плетеный человек" (1973), "Техасская резня бензопилой" (1974), "Омен" (1976), "Кэрри" (1976), "У холмов есть глаза" (1977); "Суспирия" (1977).

1980-е: "Муха"

В конце 1970-х - начале 1980-х годов мир столкнулся со СПИДом и лихорадкой Эбола. Новые болезни пугали. Также эти страхи подкрепляли слухи о том, что эти недуги были созданы искусственно. И если ученые, правда, изобрели новые способы воздействовать на человеческую плоть и разум, то чего еще от них можно было ожидать? Как говорится в слогане фильма "Сегодня в лаборатории что-то пошло неправильно… что-то совсем не так…". Фильм Дэвида Кроненберга 1986 года исследует, как разрушается тело, и представляет собой экзистенциальную драму: кто я и что я?

Другие известные фильмы десятилетия: "Сияние" (1980), "Вой" (1981), "Кошмар на улице Вязов" (1984), "Дети кукурузы" (1984).

2000-е: "Кайро" (Пульс)

В 21 веке все полагаются на цифровые технологии, но некоторые беспокоятся о долгосрочных последствиях для наших глаз, ушей, мозга и даже человечества в общем. Японский фильм "Кайро" (Пульс) режиссера Киеши Куросавы 2001 года проводит параллели между миром духов и Интернетом, оба из которых населены душами, застрявшими в своего рода социальной неопределенности. Мобильные телефоны и компьютеры становятся не только помощниками в работе, но и источником страхов: вдруг они и, правда могут стать мостами между параллельными мирами и пустить к нам духов.

Другие известные фильмы десятилетия: "Королевская битва" (2000), "Звонок" (2002), "28 дней спустя" (2002), "Кловерфилд" (2008).

2010-е: "Прочь"

2010-е ознаменовались протестами – все началось с #OscarsSoWhite и продолжилось #BlackLivesMatter. Многие социальные группы устали от игнорирования - правительством, СМИ и Голливудом - и хотели, чтобы их голоса были услышаны. Фильмы ужасов, конечно, это отражали. Так, в 2017 году "Оскар" за лучший оригинальный сценарий получил сатирический дебют Джордана Пила "Прочь". "Прочь" - это откровенный разговор о либеральном самоуспокоении в реформе социальной справедливости (среди прочего). И здесь честно говорили о скрытом расизме, который существует не смотря на все попытки его искоренить, или игнорировать.

Другие известные фильмы десятилетия: "Хижина в лесу" (2011), "Ведьма" (2016), "Мы" (2019), "Мидсоммар" (2019), "Ма" (2019).