Полотна известных художников являются предметами вожделения музеев и частных коллекционеров по всему миру. Иногда их удается приобрести на аукционах, но иной раз желаемое просто крадут и входят в историю
В разное время похищениями предметов искусства грешили сильные мира сего, рядовые граждане, или же дерзкие грабители, которые работали по заказу, или просто ради собственного удовольствия. Фокус собрал самые известные дела, когда всемирно известные картины бывали похищены — и не всегда возвращались на место.
Триптих банкира Медичи: украден пиратами
Первое зарегистрированное похищение произведения искусства случилось в 1473 году. Именно тогда пираты под предводительством Пауля Бенеке, нанятые Ганзейским союзом, захватили "Страшный суд", триптих немецкого художника Ганса Мемлинга, во время путешествия во Флоренцию. Они увезли свою добычу в Базилику Успения Пресвятой Богородицы в Гданьске. Заказчиком триптиха был управляющий филиалом банка Медичи в Брюгге Анджело ди Якопо Тани. Триптих везли на галере "Маттео" по маршруту Брюгге — Пиза — Константинополь. После похищения ее пытались вернуть и заказчик, и Медичи, и даже папа Сикст IV — но поляки были непреклонны. В военное время триптих успел побывать в Лувре и Эрмитаже, однако вернулся в Гданьск, где и пребывает до сих пор в Национальном музее, несмотря на протесты и притязания итальянцев.
Автопортрет Рембрандта: похищение со взрывчаткой
Два полотна Ренуара и автопортрет Рембрандта были похищены из Национального музея изящных искусств в Стокгольме в 2000 году. Причем грабители подошли к делу очень серьезно: для отвлечения внимания они взорвали несколько автомобилей в разных районах города, чтобы отвлечь внимание полиции от музея. С картинами они сбежали на катере. Вернуть полотна удалось только в 2005 году.
Похищение Моны Лизы: запредельно дерзкое
Похищение знаменитой Моны Лизы из Лувра в 1911 году, остается одним из самых дерзких ограблений в истории искусства. Полотно было украдена после того, как итальянский сотрудник музея Винченцо Перуджа, который считал, что работа должна быть возвращена в Италию, просто сунул ее под куртку и вышел за дверь. Перуджа хранил картину в своей квартире два года и был пойман при попытке отправить ее в итальянский музей. Он был заключен в тюрьму всего на несколько месяцев, и итальянская общественность провозгласила его героем. Работа вернулась в Лувр в 1913 году. И подняла популярность Моны Лизы до небес.
"Портрет женщины" Густава Климта: возможно, самое странное похищение
В 1997 году "Портрет женщины" Густава Климта стоимостью в 60 миллионов евро пропал из галереи современного искусства Риччи Одди в Пьяченце. Кража озадачила любителей искусства и полицию, которая безуспешно искала полотно несколько лет, пока в 2020 году два садовника не обнаружили его… спрятанным в стене родной галереи за металлической панелью. Два члена местной банды заявили о своей причастности и отметили, что вернули картину в качестве "подарка городу". Однако полиция это не подтвердила.
"Человек-паук" и пять картин, похищенных из музея
В 2010 году французский вор, известный как "Человек-паук", украл пять картин из Музея современного искусства в Париже, в том числе "Женщину с веером" Модильяни, полотна Пикассо, Матисса, Жоржа Брака и Фернана Леже. Все картины были якобы уничтожены сообщником грабителя, а сам он был приговорен к восьми годам тюремного заключения. Выяснилось, что под личиной "человека-паука" скрывался 49-летний серб Вьеран Томич, получивший свое прозвище за способность беспрепятственно передвигаться по стенам зданий. До кражи из Музея современного искусства Вьеран уже совершал в Париже ограбления музеев и домов богатых коллекционеров. Соучастник кражи, 61-летний антиквар Жан-Мишель Корвез, получил семь лет, а Йонатан Бирн, 40-летний часовщик, прятавший у себя картины какое-то время, получил срок в шесть лет. Именно Бирн заявил, что уничтожил бесценные полотна, но судья и даже его подельники не поверили, заявив, что он "недостаточно умен" для такого. Так что картины считаются исчезнувшими.
"Мадонна Ярвиндера": похищена псевдо-туристами
Считается, что так называемая "Мадонна Ярвиндера" была написана Да Винчи, поэтому, возможно, было не самой разумной идеей вешать ее на стену в замке Драмланриг в Шотландии. В 2003 году с картиной сбежали двое предполагаемых туристов. Полицейский рейд на юридическую фирму в Глазго вернул ее четыре года спустя, и теперь "Мадонна" находится в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге.
"Портрет герцога Веллингтона": похищен ради благотворительности
В 1961 году водитель автобуса Кемптон Бантон стащил портрет герцога Веллингтона кисти Гойи со стены Национальной галереи после того, как забрался в здание через окно туалета. Картину обсуждали в прессе: американский коллекционер должен был купить ее за 392 000 долларов. Общественное возмущение было настолько велико, что правительство собирало деньги, чтобы выкупить картину и не допустить ее "отъезд" за границу. Бамптон потребовал выкуп на ту же сумму, утверждая, что хотел использовать деньги для покупки телевизионных лицензий для бедных. Через четыре года он добровольно вернул картину.
"Крик" Эдварда Мунка: "Спасибо за плохую охрану!"
Знаменитый "Крик" Эдварда Мунка похищали два раза, причем украдены были разные копии картины. В 1994 году, в день открытия Зимних Олимпийских игр в Лиллехаммере, четверо мужчин ворвались в Национальную галерею Норвегии, забрали картину и оставили записку: "Спасибо за плохую охрану". В 1996 году норвежская полиция вернула картину в ходе спецоперации с помощью британской полиции и Музея Гетти. Другую копию "Крика" украли из Музея Мунка в Осло вооруженные грабители в 2004 году. Воры вломились в музей перед открытием и угрожали посетителям оружием.
"Мальчик в красном жилете" Поля Сезанна
"Мальчик в красном жилете" (1894-95) кисти Поля Сезанна, был одной из четырех картин, украденных из коллекции Бюрле в Цюрихе в 2008 году. Незадолго до закрытия в музей вошли четверо воров в лыжных масках, и пока один угрожал посетителям пистолетом, его сообщники украли "Мальчика" и еще три полотна.
Шедевр Караваджо
Шедевр Караваджо "Рождество со Святым Франциском и Святым Лаврентием" был украден из церкви в Палермо более 50 лет назад и является одним из самых разыскиваемых ФБР произведений искусства. Недавно священник, пытавшийся вернуть картину, заявил, что картина когда-то находилась в доме мафиозного босса Гаэтано Бадаламенти, который якобы отрезал кусок холста, чтобы убедить католическую церковь заключить сделку о возвращении картины. Задержанные мафиози рассказали, что краденое полотно передали на хранение семье Пуллара — ветви клана Санта Мария ди Джезу. Картину хранили на ферме и там ее частично съели свиньи и крысы, после чего холст был сожжен. Впрочем в эту версию полиция не поверила и картина считается исчезнувшей.
"Немая" Рафаэля и еще две картины
"Немая" Рафаэля, а также "Бичевание Христа" Пьеро делла Франческо и "Сенигальская мадонна" были украдены из Герцогского дворца Урбино в 1975 году. Картины вырезали из рам и переправили за границу. Воры планировали продать их на черном арт-рынке. Однако полиции удалось найти их в Швейцарии и вернуть назад.
13 пропавших картин и полмиллиарда долларов
Возможно, самой большой кражей произведений искусства из всех остается ограбление Музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне в 1990 году. Воры похитили 13 полотен, которые оцениваются в полмиллиарда долларов и включают "Концерт" кисти Вермеера, а также полотна Дега, Мане и Рембрандта, в том числе единственный написанный им морской пейзаж. Девятнадцать лет спустя вознаграждение в 5 миллионов долларов за возвращение картин остается невостребованным.