Разделы
Материалы

Ледяное удовольствие. Как мороженое из предмета роскоши стало лакомством для миллиардов

Галина Ковальчук
Фото: Getty Images | Психологи советуют позволять себе удовольствия, дающие радость и расслабление — и так избавляться от стресса

В жаркие летние дни мороженое становится не просто десертом, а базовой потребностью — и многим людям заменяет завтрак, обед и ужин.

Популярность этого холодного лакомства невероятна. Например, в Китае и США его ежегодные продажи исчисляются миллиардами литров. Любовь к мороженому повсеместна и не зависит от того, в жаркой или холодной стране живут его поклонники. Так, по статистике аналитической компании Mintel, мировыми лидерами по потреблению мороженого являются Норвегия, Австралия и Швеция, где на душу населения ежегодно приходится по 9,8 л, 9,4 л и 8,9 л съеденного десерта соответственно.

Все потому, что мороженое — одно из самых популярных "предосудительных удовольствий", или guilty pleasure, как говорят в англоязычных странах. К таким "запретным удовольствиям" относятся вещи, которые люди считают вредными, но все равно делают, потому что они радуют и расслабляют. Мороженое в этом смысле — классика, поскольку оно сладкое и калорийное, что расходится с популярными принципами здорового питания. Однако люди продолжают его покупать, когда хотят позволить себе что-нибудь приятное.

Яркое тому свидетельство — продажи мороженого в США. В последние годы американцы ели его все меньше и переходили на низкокалорийные десерты. Но в 2020 году с пандемией коронавируса и карантинами продажи мороженого поднялись на 16%, поскольку его стали покупать семьи, проводившие все время с детьми дома. "51% потребителей ассоциирует мороженое с комфортом. 45% считают его своей любимой поблажкой в тяжелые времена", — комментируют тенденцию специалисты из Mintel.

Снуп Догг , американский рэпер, музыкант

"Когда я перестану читать рэп, то открою кафе-мороженое и назовусь Снуп "Мерная ложечка" Догг"


Выбирая одно из предосудительных удовольствий, будь то мороженое, просмотр легкомысленного телешоу или пение в душевой кабине, люди чувствуют одновременно стыд и удовольствие.

"Этот стыд часто ассоциируется с вещами, которые принижают и маргинализируют общество", — говорит Сами Шальк, профессор Университета Висконсин-Мэдисон. Поэтому психологи советуют акцентироваться не на установках общества, предписывающих человеку бесконечно худеть, а позволять себе удовольствия, дающие радость и расслабление и, таким образом, помогающие избавляться от стресса.

Пища богов. Самое дорогое и самое необычное мороженое

Самое дорогое мороженое стоимостью 1 тысяча долларов

Мороженое — древний десерт, изобретенный за тысячи лет до нашей эры. Впрочем, до появления промышленных технологий заморозки мороженое было предметом роскоши, который позволяли себе правители и полководцы.

Например, популярностью пользуется история об Александре Македонском, который между завоеваниями Персии и Индии баловал себя, поедая снег, политый медом или фруктовым нектаром. У императоров Китая и Рима были специальные работники-ледоколы, приносившие лед с гор. Затем из него делали десерт, добавляя ко льду молоко буйвола, фруктовые соки и даже вино. Десерт укладывали в металлические ящики и обкладывали льдом, чтобы он замерз. А в Китае для замерзания использовали селитру, смешивая ее со снегом и покрывая ею ящики с мороженым, поскольку растворение селитры в воде сопровождается значительным поглощением тепла и понижением температуры ниже нуля.

В Европе и Новом Свете мороженое обрело популярность с XVII века. Примечательно, что популяризацией этого десерта в США занимался Томас Джефферсон, один из отцов-основателей государства и третий президент. До политической карьеры Джефферсон был плантатором и держал специальный погреб для хранения льда. Из поездки во Францию в 1791 году он привез формы для мороженого и ванильные стручки, а также французского повара, специализировавшегося на холодных десертах. Во время президентства Томас Джефферсон часто угощал гостей мороженым, а ныне в Библиотеке Конгресса США хранится записанный его рукой рецепт ванильного мороженого.

В современном мире мороженое — доступный десерт, однако и в наше время есть случаи, когда ему придавали немыслимо роскошный лоск. Так поступили, например, в нью-йоркском ресторане-кондитерской Serendipity, 3, где в 2004 году изготовили мороженое стоимостью $1 тыс. Кроме трех шариков ванильного мороженого этот десерт содержал, в частности, 24-каратное съедобное золото, крошку шоколада Amedei Porcelana, который тогда считался самым дорогим в мире и продавался по $20 за 50 г, а также десертную золотую икру. Это мороженое занесено в Книгу рекордов Гиннесса, однако нью-йоркская публика вовсе не удивилась, поскольку ресторан славится вычурными десертами, в разное время привлекавшими таких знаменитостей, как актриса Мэрилин Монро и первая леди Жаклин Кеннеди.

Пожирнее или полегче, джелато или пломбир?

Мороженое джелато страчателла изобрел кондитер из Бергамо Энрико Панаттони

Нынешние производители мороженого не совершают сложных трюков со льдом или селитрой, как это делали в древности. Сейчас стандартный метод изготовления мороженого — пастеризация ингредиентов при температуре 85°С, а затем их охлаждение до 2°С и взбивание в холодном виде. Взбивают для того, чтобы масса содержала в себе воздух и благодаря этому сохраняла кремовую текстуру, а не смерзалась в цельный кусок льда.

Самые распространенные и стандартные ингредиенты мороженого в мире — молоко (или сливки) и сахар. А вот жирность десерта варьируется от страны к стране. У нас наиболее качественным и вкусным считается пломбир, который производится по стандарту ДСТУ 4733 и имеет жирность от 12% до 20%. Хотя пломбир — французское изобретение, которое экспортировали в Российскую империю после наполеоновских войн. Ныне он наиболее популярен в постсоветских странах.

А вот знаменитый итальянский десерт джелато имеет гораздо меньшую жирность, от 4% до 9%, хотя его текстура плотная и вполне ощущается жирной. Особенность джелато в том, что его производят только из молока с низкой жирностью — 3,25%, сливки не добавляют. При этом взбивают гуще, чем обычное мороженое, и джелато содержит в своей массе меньше воздуха, поэтому она плотная. Отдельный подвид джелато — страчателла, изобретенная Энрико Панаттони, кондитером из Бергамо. Это мороженое с растопленным шоколадом, который добавляется в холодную массу на этапе взбивания и в процессе затвердевает, что дает те самые твердые кусочки шоколада, которыми славится страчателла.

В последние годы джелато обрело необычайную популярность в США из-за пониженного содержания жира. В Новом Свете стандартная жирность мороженого — 10%, однако нацеленные на здоровое питание американцы предпочитают десерты полегче. Для этой аудитории производители делают мороженое с жирностью максимум 5% и добавляют культовые для зожников ингредиенты вроде моркови, цветной капусты и шпината.

Без комплексов

В западной культуре мороженое — это прежде всего сладкий молочный десерт, с которым если и экспериментируют, то основные ингредиенты не меняют. Например, в Германии популярно мороженое-спагетти, по своему виду напоминающее итальянскую пасту с томатом и пармезаном. Однако его все равно изготавливают из ванильного мороженого с клубничным вареньем и белым шоколадом.

В азиатских странах таких "комплексов" нет, и вариативность ингредиентов мороженого гораздо шире. К примеру, в Сингапуре, Малайзии и Южной Корее традиционное мороженое — стружка из льда с добавлением красных бобов, сладкой кукурузы, травяного желе. В арабских странах мороженое готовят из молочной смеси, но добавляют в него салеп (напиток на муке из клубней орхидеи) и мастику — смолу из мастикового дерева. Поэтому оно вязкое, тянущееся и тает гораздо медленнее, чем обычное мороженое.

Любопытную разновидность мороженого под названием акутак предпочитают северные народы Аляски и Канады. В традиционный его рецепт входит животный жир северного оленя, моржа или тюленя, а добавками выступают ягоды, травы и даже кусочки лосося или оленина.

На фоне этого разнообразия рестораны разных стран регулярно экспериментируют с вкусами мороженого. Например, в Токио подают десерт со вкусами конины, осьминога или кальмара, в Нью-Йорке добавляют вкусы фуа-гра, индейки и огурца, а в Бангкоке мороженое поливают соевым и рыбным соусами и придают вкус жареной курицы. Мороженое с экзотическим вкусом можно попробовать и в более близких нам балтийских странах. Например, в Литве популярны цветочно-травяные вкусы — розы, шафрана, гвоздики, а рестораторы добавляют такие ингредиенты, как помидоры, свекла, пивной сироп и копченая скумбрия.

И в горе, и в радости: мороженое как антидепрессант

Мороженое способно как подчеркнуть радость жизни, так и спасти от тоски

В ресторанах и кафе популярна подача мороженого в виде шариков с добавлением сиропов, шоколада, фруктов и орехов. Мороженое такого вида в США называют сандей, оно изобретено для того, чтобы обойти закон. В конце XIX века в некоторых штатах действовали воскресные, или Синие, законы, которые запрещали определенные виды деятельности из религиозных соображений — чтобы люди не отвлекались на мирское, а шли на службу в церковь. Под запретом оказалось американское угощение под названием крем-сода — шипучий напиток с добавлением мороженого. Чтобы и закон не нарушать, и угощать гостей, американские кондитеры стали подавать мороженое в виде шариков с добавками и назвали это воскресным блюдом, или сандей.

Вероятно, из-за статуса запретного удовольствия мороженое в американской поп-культуре имеет двойное значение — как символ удовольствия и одновременно атрибут, сопровождающий жизненные драмы. К примеру, герои Одри Хэпберн и Грегори Пека в фильме "Римские каникулы" едят мороженое на знаменитой Испанской лестнице, а герой Тома Хэнкса в "Форресте Гампе" лакомится десертом во время пребывания в госпитале с ранением в деликатное место. В то же время стандартным атрибутом многих фильмов и сериалов является ведерко с мороженым, которое герои по­едают, заливаясь слезами от любовных и прочих неурядиц.

Но каким бы ни было настроение человека, мороженое способно как подчеркнуть радость жизни, так и спасти от тоски: "Я счастлива, когда могу валяться с мамой в ее кровати, запоем смотреть "Анатомию Грей" и есть мороженое литрами", — говорит о его терапевтических свойствах американская певица Тейлор Свифт.